Учись, студент!

Милорд, наше будущее туманно!

Сегодня, 24 января, отмечается главный праздник всех студентов – День российского студенчества. Читатели «ЗН», думаю, знают, что в Алтайском государственном университете учатся лучшие. Например, студент 2-го курса ИИМО Даниил Рожков занял первое место во Всероссийской олимпиаде «Событие в истории России»! По случаю Дня студента узнали у Даниила, в чем секрет его успеха.

– Даниил, расскажи, почему тебя интересует история.

– Интерес к этой науке возник еще в школе. Когда учился в шестом классе, в моей голове зародились такие вопросы: «Как жил мир до меня?», «Как мир стал таким, каким мы его знаем?» и подобные. Уже в старших классах появились вопросы, которые явились не продуктом любопытства, а осознанием того, что человек рожден созидателем и каждый должен вносить свой посильный вклад в историю. Так я все чаще начал спрашивать себя: «Как я могу послужить на благо обществу?», «Какое место занимает историческое просвещение в построении здорового общества?», «Какие ориентиры из прошлого можно взять за основу нам, нынешним?», «Можно ли рассматривать историю как ключ к вечной духовной жизни человека, я имею в виду его идеи, мысли и деяния?»

– Можно сказать, ты уже в школе почувствовал себя ученым?

– Да! Чтобы ответить на беспокоящие меня вопросы, я стал изучать историю своей малой родины: станции Озерки. Работал в нашем школьном музее «Истоки», постепенно набираясь опыта, участвуя в создании тематических выставок, экспозиций, интервьюировании старейших жителей села, учете экспонатов, организации экскурсий, «музейных уроков». Вместе с этим меня назначили директором «Истоков». Все это благотворно сказалось на формировании организаторских и управленческих навыков. В должности директора неизбежно приходится учиться управлять коллективом, грамотно распределяя между его членами рабочие задания и поручения.

Итог моей школьной пятилетней исследовательской деятельности – достойная защита работ на научно-практических конференциях различного уровня, от районных до всероссийских и даже международных: «Шаг в будущее», «Будущее Алтая» и других. Работы были высоко оценены.

И самое главное – выпуск сборника «Страницы прошлого станции Озерки», куда вошли все исторические материалы, собранные мной за время учебы. За все эти достижения хочу сказать спасибо моему наставнику – руководителю школьного музея Оксане Васильевне Донсковой.

– Что сейчас, уже в университете, тебе особенно нравится изучать?

– Интереснее всего мне работать в двух направлениях: прикладная историческая аналитика и история западноевропейского региона в XX веке. Прикладная историческая аналитика – это то, как историческое знание можно применить в политической, культурной и хозяйственной деятельности человека и всего общества. Иными словами, это стремление сделать историю не просто «кладом теоретического материала», а силой, движущей общественный прогресс. К слову, мне больше всего нравится сталинское правление с 1930-х по 1950-е годы. Как говорил товарищ Иосиф Виссарионович Сталин на Первом Всесоюзном совещании работников и работниц – стахановцев в ноябре 1935 года: «Данные науки всегда проверялись практикой, опытом. Наука, порвавшая связи с практикой, с опытом, – какая же это наука? Если бы наука была такой, какой ее изображают некоторые наши консервативные товарищи, то она давно погибла бы для человечества». Стоит заметить, что в рамках прикладной исторической аналитики в приоритете как раз стоит уникальная история советской государственности и общественной действительности, через призму которой можно найти ответы на вопросы, связанные с ретроспективой и перспективой российского образования, местом краеведческого знания в народном просвещении и воспитании личности, проблемой ревизии истории в контексте информационной и идеологической борьбы и многим другим.

– А если говорить о втором направлении?..

– Если говорить о втором, то здесь все просто: в своих курсовых работах я разбирал франко-британские отношения с 1910-х по 1930-е гг. и их роль в кризисе Версальской системы и начале Второй мировой войны. Это проблема истории западноевропейского региона в XX веке.

– Даниил, давай поговорим про саму олимпиаду. Как она проходила?

– Во Всероссийской олимпиаде «Событие в истории России» я занял, как вы знаете, первое место. Участвую в ней во второй раз, в 2023 году занял третье место. Цель этой олимпиады – популяризация исторического знания среди молодежи, освещение текущих исторических проблем.

Каждый год олимпиада приурочена к одной из памятных дат. В 2024 году, когда я и писал ее, этой датой было 300-летие Российской академии наук, академического образования. Задания – соответствующие. На отборочном этапе требовалось эссе и описание фотографий, связанных с разными историческими эпохами. В качестве темы для написания эссе я взял цитату товарища Иосифа Виссарионовича Сталина про необходимость культурной революции и роль образования в этом процессе. Если говорить о втором задании, то для описания я взял карикатуру «Вечные студенты» из цикла работ «Типы студентов» Владимира Кадулина и монету, отчеканенную в 1999 году в честь 275-летия Российской академии наук. В заключительном этапе студент должен был показать знание теории: тестовые задания по атрибутам студенчества, по историческим фактам, задания с соотнесением цитат. Хорошо помню задание, где нужно было соотнести фотографию здания университета и его название, и задание, где нужно было соотнести имена советских деятелей, их фотографии и достижения, отмеченные званием лауреата Нобелевской премии. Чтобы победить, нужно уметь работать с обширным историческим материалом. Сама олимпиада требует экстраординарных творческих и аналитических способностей. Это не базовый уровень.

– Как историк, как ты смотришь на День российского студенчества? В чем его историческая значимость? Почему его еще называют Татьянин день?

– Это знаменательный день, который напоминает, что мы те, на кого возложена ответственность за будущее Отечества и за благополучие нашего народа. Татьяниным он называется в честь раннехристианской мученицы Татьяны Римской. Поэтому в этот день можно наблюдать удивительное сочетание веселых студенческих мероприятий и памятных церковных служб.

– Если говорить об альтернативной истории: какой сейчас была бы Россия, на твой взгляд, если бы в Гражданской войне победили белые?

– Как мы любим говорить: «История не терпит сослагательного наклонения». К тому же я не специализируюсь на истории Гражданской войны. Но смею предположить, что тот исход, который мы имеем, был оптимальным, давшим нам ценнейший опыт построения первого в мире социалистического государства. Победа белых видится крайне маловероятной из-за их разобщенности и отсутствием явной поддержки со стороны рабочих и большого числа крестьянства.

– Чем увлекаешься помимо истории?

– В свободное время люблю играть на пианино. Обожаю «Реквием по мечте» Клинта Мэнселла, написанного для одноименного фильма. Слушаю Бетховена, Шопена, Шостаковича. Сочиняю простенькие музыкальные произведения и рассказы. Рассказов – больше трех, хочу особенно отметить «Красный диплом»: его написание выпало на относительно сложный период в моей жизни и является отчасти выражением некоторой безысходности и безнадежности. В открытом доступе его нет, т.к. он с позиции меня нынешнего требует серьезной доработки.

Также изредка пишу стихотворения. Увлекаюсь переводом художественных и научных текстов с английского языка, разработкой инициатив в образовательной и общественной сферах. Недавно на конкурсе художественных переводов, проводимом АлтГУ, переводил произведение «I’m in need of music» Элизабет Бишоп. Стихотворение понравилось своей иносказательностью, дающей мне как переводчику большой простор для творчества.

На недавней конференции «Молодежь – Барнаулу» представил разработку экспериментальной рабочей программы «Основы деловой и научной коммуникации на английском языке в профессиональной деятельности историка», она рассчитана на два года.

– Поделись планами на будущее.

– Как говорится: «Милорд, наше будущее туманно!» Но в любом случае после бакалавриата хочу пойти на программу специализированного высшего образования по международным отношениям в АлтГУ.

Блиц

Любимая книга. «Портрет Дориана Грея» Уайльда и «Обломов» Гончарова

Любимый фильм. «А зори здесь тихие»

Любимая песня. «Тревожный Марш» Буша

Эля ПЕТРЕНЕВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

61 просмотров

Related posts

Без разночтений

Две звезды

Мульча, музыка, молоко

Артем Федотов