Юбилей – отличный повод рассказать про человека. В 2026 году одним из первых юбиляров стал Александр Владимирович Егоров, к. ф.-м. н., доцент кафедры информационной безопасности АлтГУ. Ему исполнилось 60 лет. Публикуем размышления юбиляра от первого лица.
– До пятого класса я вместе с семьей жил в Томске. Там же начал ходить в художественную школу. А потом отец сменил работу, и мы переехали сюда, в Барнаул. Я не бросил рисование, стал ходить в старейшую художественную школу на улице Аванесова. Знаете, это очень сильно помогло мне в дальнейшем. Благодаря развитому там пространственному воображению мне невероятно легко давалось черчение. Эти навыки активно использую и сегодня: например, когда нужно подготовить иллюстрации к статье в журнале, нарисовать сложную схему или изобразить экспериментальную установку. Умение грамотно визуализировать объекты – преимущество для физика. Мои преподаватели из художественной школы сильно удивлялись, что я решил выбрать физическое направление.
Почему я выбрал именно физическое направление? По-моему, здесь все достаточно просто: в школе мне хорошо давались точные науки. Я окончил школу-интернат № 3, тогда она была при Алтайском государственном университете. В этой школе физику преподавал Роберт Давыдович Рудер, к. ф.-м. н., доцент кафедры информационной безопасности, который работает и по сей день. Он дал отличные знания, выходящие далеко за рамки обычной школьной программы. Мне особенно запомнилось, что у нас была вузовская система обучения: лекции и практики. Поначалу привыкнуть к такому формату было трудно, но к 10-му классу все сложности исчезли. Мне дали рекомендацию на поступление на физический факультет, и когда я поступил в Алтайский госуниверситет, то уже «переболел» проблемой адаптации. Тем, кто пришел из обычных школ, было непросто, а мне все давалось сравнительно легко.
На первом курсе механику у нас вел Эммануил Наумович Криворуцкий. Иногда из-за заданий, которые он нам выдавал, мы задерживались в университете до 22:00 или даже до полуночи. С транспортом проблем не было: последний трамвай ходил до 00:00 часов, до дома успевали добраться все. Но самое главное – в университете нас научили именно думать, а не зазубривать материал. Все, как правило, сдавал с первого раза, но вот историю КПСС пересдавал – я все же физик, а не лирик.
После учебы встал вопрос: куда дальше? Как таковой мечты преподавать у меня не было. Но Виктор Владимирович Поляков, д. ф.-м. н., профессор кафедры информационной безопасности, предложил попробовать, я согласился. Многие навыки преподавания перенял у своих учителей – это та самая академическая преемственность. Трудности зависели от формы занятия: одно дело – вести практику, совсем другое – читать лекции. В лекционном курсе крайне важно уметь объяснить сложные научные темы максимально доходчиво. Поскольку в те годы у меня еще не было опыта, на подготовку уходило очень много времени. Позже, когда наработались конспекты, я постоянно их редактировал: удалял то, что казалось неудачным, и добавлял новое. Это обычная текущая работа, но со временем, когда материал «устаивается», становится значительно проще.
За годы работы в университете заметил, что поколения студентов меняются. И это естественно, ведь меняется сама жизнь. Главное отличие, пожалуй, в способе получения информации. В мое время библиотека – единственный фундаментальный источник знаний, помимо самого университета. Не знаю, как часто нынешние студенты заглядывают туда, в библиотеку, но они виртуозно владеют цифровыми инструментами.
Любимый физический прибор у меня, безусловно, осциллограф. Это электронный измерительный прибор, который визуализирует электрические сигналы (напряжение) в виде графика зависимости от времени на экране, позволяя анализировать их параметры: амплитуду, частоту, форму волны и длительность. Когда я только начинал работать, мы пользовались аналоговыми осциллографами.
Чтобы «поймать» и засинхронизировать картинку на экране, приходилось вручную крутить множество ручек – это требовало определенного навыка и понимания процесса. Сейчас же наступила эра цифровых приборов… Современные студенты часто даже не задумываются над настройками: нажал кнопку «Авто» и сразу получил готовое изображение. Мне кажется, если дать студенту старый аналоговый осциллограф, он просто растеряется и не поймет, как с ним работать. А они до сих пор есть у нас на кафедре. И скажу даже больше: СССР уже нет 34 года, а приборы – работают!
Софья ПРОТАСОВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА
