Фото Марии ДУБОВСКОЙ
Текст Алины ФОМЕНКО
2023 год – Год педагога и наставника. В связи с этим «ЗН» открывает новую рубрику, под которой будут выходить материалы о тех, кто не только преподает, но и воспитывает. И первый наш герой – преподаватель кафедры зоологии и физиологии АлтГУ, доцент, канд. биол. наук Инна Юрьевна Воронина. Она рассказывает о современных студентах ИББ, любимой дисциплине и о том, почему в свое время выбрала биофак.
– Инна Юрьевна, какой вы наставник? Что важно для успешного педагога?
– Для того чтобы успешно и комфортно работать в сфере образования, нужно изначально иметь важную черту характера – любовь к людям. Нужно любить общаться с людьми, не испытывать дискомфорта от взаимодействия с ними. Немногие имеют эту базовую предпосылку, которая в процессе работы развивается. В этом плане мне повезло, я люблю людей, а студентов в особенности. Они не дают мне устареть, рассказывают о новых трендах и социальных сетях, заряжают позитивом. Я не очень строгий преподаватель. Кто-то может счесть это недостатком. Но работая в образовании всю свою профессиональную жизнь, я пробовала разные методы преподавания и пришла к парадоксальным выводам. Можно очень жестко вести предмет и крайне сурово контролировать уровень знаний студентов. А можно спрашивать по желанию, разрешать при ответе пользоваться записями. Итог: уровень знаний и подготовленности на выходе отличается крайне мало. Те, кто учатся, – знают материал при любой форме строгости, а те, кто не учатся, – продолжают быть в отстающих. Я всегда иду навстречу студентам, принимаю долги и пересдачи, стараюсь помогать. В то же время я увлеченный преподаватель, очень люблю свои дисциплины и физиологию, особенно ее разделы, касающиеся нервной системы, сенсорных систем. Вовлечена в каждое занятие, несмотря на то, что порой непросто совмещать работу в дирекции и учебный процесс.
– Какие они – студенты ИББ?
– Я пришла работать в АлтГУ в 2008 году, будучи кандидатом биологических наук. Начала преподавать, читать разные лекционные курсы, вести лабораторные и практические занятия, издавать пособия. И общалась со студентами в формате «обучающий – обучаемый». А в 2017 году я стала заместителем декана по внеучебной работе. И вот тут я студентов познала совершенно с разных сторон. Одно дело, когда общаешься с ними в аудитории, другое – общение вне учебы. Исходя из своего опыта, могу сказать, что биологи – очень дисциплинированные студенты. Они порядочные, среди них много интеллектуалов. Всегда соблюдают субординацию, уважают преподавателей. При этом наши студенты еще и очень активные, креативные, участвуют во всех университетских мероприятиях и удивительно успешны даже в сферах далеких от биологии. Мне приятно общение со студентами, пока они учатся, и вдвойне приятно сохранять с ними дружеские связи после того, как они выпускаются.
– Знаю, что вы много времени уделяете и научной работе со студентами…
– Да, действительно. Сферы моих научных интересов – экологическая физиология и физиология трудовых процессов. Также наша кафедра физиологии и зоологии активно развивает нутрициологическое направление. Среди запомнившихся студенческих работ могу отметить исследование Алины Базильчук, которое мы начинали, когда она была на втором курсе и завершали уже в ее магистратуре. Изучали физиологические показатели работы учителей. Вы удивитесь, когда узнаете, что вопросы здоровьесбережения обучающихся в образовательном пространстве разработаны достаточно хорошо, проблема же сбережения здоровья педагога проработана слабо. Вопросы здоровья учителя рассматриваются с социально-экономических позиций, а практические рекомендации касаются только сохранения психологического здоровья и предупреждения профессионального выгорания. Мы пытались исправить ситуацию и создать физиологически обоснованные рекомендации сохранения здоровья учителя в образовательном процессе. С другими студентами мы изучали физиологию труда медсестер, рабочих завода, поваров. Сейчас одна моя студентка исследует психофизиологическую специфику работников beauty-сферы. Интересные работы были по изучению параметров дыхательной системы у курящих и некурящих студентов, а также у тех, кто болел COVID-19 и не болел. Много ВКР было посвящено работоспособности студентов. Были исследования, посвященные адаптации иностранных студентов к учебному процессу и усвоению материала на неродном языке.
– А почему именно физиология в целом и физиология труда в частности?
– Физиология труда – это наука, которая интенсивно развивалась в XX веке, к его концу было изучено подавляющее большинство существовавших в то время профессий и составлены профессиограммы. После наступило затишье. Нынешний век знаменуется практически полным переходом от труда физического к труду умственному и появлением огромного количества новых профессий, которые слабо изучены с физиологических позиций. Это порождает множество вопросов и стимулирует исследования в данной области. Например, хорошо известно, как оценить тяжесть физического труда, как ее рассчитать. А вот как понять и в каких величинах измерить интеллектуальную напряженность умственного труда или нервно-психическую составляющую труда управленческого, до сих пор неизвестно. Я очень люблю физиологию, считаю, нет ничего интереснее в биологии, чем изучать самого себя. И вообще, биология – лучшее, что может случиться в жизни с человеком!
– Инна Юрьевна, расскажите, как прошли ваши школьные годы? Как вы увлеклись биологией?
– В школьные годы все предметы мне давались одинаково легко. Выбор в пользу биологии я не делала, как и в пользу любой другой дисциплины. Будучи в старших классах, я начала много общаться с врачами и, как впечатлительный человек, захотела стать врачом и поступать в АГМУ. Тогда в АлтГУ были платные подготовительные курсы, где готовили к сдаче экзаменов по биологии и химии. Чтобы хорошо подготовиться и поступить в медицинский, пошла на эти курсы. И уже в мае досрочно сдала вступительные экзамены на биологический факультет, тогда была такая возможность. По баллам проходила легко, но учиться в классическом университете не собиралась. Однако все мое окружение стало противиться моему поступлению в мед. Говорили: «Зачем тебе еще куда-то поступать? Ты ведь уже поступила в АлтГУ!» Я послушала и пошла учиться на биофак. Не жалею. Порой задумываюсь и понимаю, что интерес к биологии у меня появился еще задолго до поступления в вуз. В детстве я обожала читать всяческую фантастику. Больше всего меня интересовало описание животного и растительного мира других планет. Еще школьницей я мечтала, что полечу в космос и буду изучать природу других планет, живущую под иными солнцами. Короче, мечтала о космобиологии. Была уверена, что когда вырасту, мы уже будем летать к звездам и в другие галактики. Увы, мечты мои слишком опередили действительность.
– Что увлекательного было в студенчестве?
– Когда я поступила в университет, первые два года мне было тяжело учиться. В основном мы изучали ботанику и зоологию, которые мне не особо нравились. Периодами даже задумывалась бросить вуз. Но на биофаке есть замечательное лекарство от «синдрома первокурсника» – выездная летняя практика. Тут все меняется, особенно если ты едешь на практику в какую-нибудь интересную экспедицию. Мне повезло попасть именно на такую уникальную практику. А дальше наступил третий курс, у нас началась специализации. Я выбрала направление «физиология человека». С этого момента пошли годы уже любимой учебы с насыщенными и интересными исследованиями. Научным руководителем моим был выдающийся ученый, настоящий профессор и талантливый учитель Владимир Дмитриевич Киселев. Кстати, в экспедиции я продолжала ездить даже после специализации и даже после окончания университета. С ботаниками и зоологами. Не поверите, ездила в качестве повара! Сейчас на собственной кухне, нафаршированной современными и модными кухонными девайсами, я с улыбкой вспоминаю экспедиции, в которых на чем только не пришлось мне готовить. На костре, на паяльной лампе, на примусе, в общем, на чем угодно. Мои поварские таланты высоко ценили организаторы экспедиций, поскольку наука наукой, а обед, как говорится, по расписанию.
– Чем увлекаетесь, есть ли у вас какое-нибудь хобби?
– Самое большое мое хобби – это чтение. Моя любовь к чтению безгранична, началась она еще в детстве с книги Ф. Зальтена «Детство Бэмби». С тех пор и по сей день читать для меня так же естественно, как дышать. Любимый литературный жанр – классическая научная фантастика: К. Саймак, Р. Хайнлайн, П. Андерсен, братья Стругацкие и проч. Лучший автор фантастического фэнтези – Урсула К. Ле-Гуин. Люблю Дж. Мартина, но не «Игру престолов», а раннее, например «Умирающий свет». Из современных авторов люблю Г.Л. Олди, В. Васильева и других. Недавно открыла для себя «Задачу трех тел» Лю Цысиня. Из нефантастики любимый писатель М. Булгаков. Поэт – Н. Гумилев. Еще одно мое увлечение – кулинария. Когда есть свободное время, радую близких чем-нибудь вкусным. Люблю заниматься ненапряжными видами физической активности: йога, растяжка, оздоровительные программы, например «здоровая спина». Люблю путешествовать, но мало где была. Летала в Москву и Санкт-Петербург, а вот за границей была только в Казахстане. Объездила весь Алтайский край. Мой муж предпочитает семейные путешествия на машине. Ездим в Горный Алтай, Новосибирск, где ходим с детьми в аквапарк, зоопарк, планетарий, океанариум. Целое море впечатлений и воспоминаний! Все-таки главное мое увлечение – это семья.
– Курируете ли какие-нибудь курсы, клубы, студенческие объединения в АлтГУ?
– Сейчас нет, просто-напросто не успеваю. А когда была замом по внеучебной работе, курировала экологический клуб «Под открытым небом» и волонтерский центр «Стимул», а также пресс-центр биофака. Даже пошла на курсы графического дизайна, было очень интересно работать в одной команде со студентами. По сей день наблюдаю за социальными сетями института, горжусь!
– Вы окончили АлтГУ. Общаетесь с одногруппниками?
– Да, со многими однокурсниками мы сохранили и профессиональные и дружеские связи. У нашего выпуска 1997 года есть группа в Телеграме, где мы общаемся. В 2022 году мы собирались и отмечали 25-летие окончания университета. На 50-летие АлтГУ тоже планируем встречу.