9 Мая

Так звучит Победа

«Катюша», «День Победы», «Офицеры», «Нам нужна одна победа», «Прощание славянки»… Все мы знаем слова военных песен, мотивы маршей. Как эта музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух, воспитывала патриотизм и укрепляла веру граждан! Кому, как не музыкантам, лучше знать о предназначении и силе музыки. Студенты и преподаватели кафедры искусств рассказали «ЗН» о своих любимых произведениях и композиторах.

Олеся Сергеевна Михайлова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств ИГН:

– Во все времена музыке отводилась особая роль в военных конфликтах. Ведь не случайно наш великий полководец генералиссимус Александр Суворов говорил: «Музыка удваивает и утраивает армию». И действительно: в музыке заключена великая сила, она оказывает невероятное воздействие на человека, особенно на войне. С первых дней Великой Отечественной войны наших бойцов сопровождали песни. Они поднимали боевой дух, придавали солдатам сил, укрепляли веру в победу и были лекарством, помогающим залечивать тяжелые раны. И, несмотря на трудности военного времени, песни действительно звучали везде. Их транслировали по радио, печатали в газетах и журналах. Если мы посмотрим на фронтовые газеты, то увидим, что рядом со сводками Советского информбюро зачастую опубликованы песни и сообщения о выходе песенных сборников. Они издавались даже в осажденном Ленинграде: в период блокады там работали три типографии, которые выпустили более полутысячи песен.

Главное музыкальное произведение войны

– Для меня самое главное произведение Великой отечественной войны – 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая называется «Ленинградская». Это величайшее произведение – символ силы духа нашего народа. История создания этой симфонии, ее первых исполнений уникальна и пробирает до слез. Шостакович первые месяцы войны находился в Ленинграде. Он буквально осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт. Однако каждый раз получал отказ. В итоге он вступил в ополчение, дежурил на крышах домов и тушил зажигательные бомбы, сбрасываемые фашистами на город. В свободное от дежурств время Шостакович сочинял симфонию. Позднее он скажет, что в этом произведении стремился «запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается». Он мечтал, чтобы эта симфония была исполнена в Ленинграде. И осажденный город готовился к ее исполнению, несмотря на огромные трудности. Люди умирали от голода тысячами. С трудом удалось собрать оркестр. На первую репетицию из 80 человек состава пришло всего 15, и многие из них не могли играть – просто не было сил. Именно поэтому эти репетиции длились по 15 минут. 9 августа 1942 года, в тот самый день, когда по плану Гитлера Ленинград должен был пасть, в городской филармонии прозвучала 7-я симфония Шостаковича. После финальных аккордов зал поднялся с мест. Представляете? Из последних сил, опираясь на спинки кресел, люди аплодировали стоя! Концерт транслировался по радио и громкоговорителям, то есть симфонию слышали не только жители города, но и немецкие войска. Немцы, конечно, были в изумлении: для многих из них, считавших, что город умирает, этот концерт стал большим потрясением.

Еще о подвигах музыкантов

– Расскажу интересную историю, связанную с нашими земляками. Это случилось в 1942 году, когда шли бои под Сталинградом. На этом участке фронта сражались бойцы из стрелковой дивизии, сформированной в Барнауле (в те годы она была 298-я, а сейчас известна как 80-я – в честь нее названа одна из улиц нашего города). Бойцам была поставлена задача взять штурмом укрепленный поселок. И нашему земляку, военному дирижеру Илье Семеновичу Кухмистеру, было поручено возглавить духовой оркестр и по сигналу начать исполнять «Интернационал», двигаясь вместе с наступающими частями на штурм поселка. Оркестр должен был играть все время, пока шел бой. И музыканты играли. Штурм был трудным, но наши воины, воодушевленные гимном, одержали победу – поселок был взят.

«Землянка»

– За годы войны было написано огромное количество песен, и у каждой из них своя трогательная история. Их сочиняли и на фронте, и в тылу. Интересная история создания у знаменитой песни «Землянка» (у нее даже есть памятник в деревне Кашино Московской области). Автор стихотворения и не предполагал, что пишет слова для одной из самых известных и любимых песен войны. А случилось это так: военный корреспондент Алексей Сурков с группой журналистов приехал в Кашино, чтобы написать репортаж о подвигах сражающейся там стрелковой дивизии. Однако они сразу попали в окружение, выбираться из него пришлось по минному полю. Когда добрались до своих, разместились в землянке. Под впечатлением от тяжелого дня Сурков стал писать письмо жене в стихах. Спустя несколько месяцев к нему в редакцию пришел композитор Константин Листов и попросил «какой-нибудь текст, чтобы написать песню». Сурков отдал ему эти стихи из фронтового блокнота. Через неделю песня была готова.

Музыка спасает жизнь

– Один из моих любимых фильмов о войне – «Пианист», снятый режиссером Романом Полански в 2002 году. В нем показаны реальные события: история жизни Владислава Шпильмана, польского композитора и пианиста, еврея по национальности, который испытал все ужасы жизни в нацистском гетто. Вся его семья погибла в лагере смерти, а он спасся чудом. В фильме есть удивительная сцена: Шпильман, пытаясь найти еду в одном из уцелевших домов, сталкивается с немецким офицером. Тот начинает допрашивать его и выясняет, что перед ним музыкант. Немец приказывает сыграть на пианино, стоявшем в комнате. И Шпильман, несколько лет не садившийся за инструмент, едва стоящий на ногах от истощения, начинает играть. Впечатленный его исполнением, немецкий офицер не только прячет Шпильмана от своих сослуживцев, но и тайком носит ему еду. Это еще один из исторических примеров удивительного воздействия музыки. Она действительно может спасти жизнь.

Музыкальный символ войны

– Я бы хотела рассказать о песне, которая стала символом Великой Отечественной войны – «Священная война». Слова написал Василий Лебедев-Кумач. И что интересно – они были опубликованы в газете «Красная звезда» 24 июня 1941 года, то есть на третий день войны! Эта газета попала в руки руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии Александру Александрову. Он прочитал стихотворение и за день написал к нему музыку. И уже 26 июня эта песня звучала на Белорусском вокзале, когда солдаты отправлялись на фронт. А осенью 1941 года эта песня стала народным гимном. Вообще, конечно, это удивительная песня. Мы знаем ее как песню-марш, однако написана она в трехдольном размере.

Илья Клинцов, трубач:

– Мой любимый композитор времен Великой Отечественной войны – Александр Васильевич Александров, настоящая фамилия Коптелев. Он был начальником, художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной армии имени М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова), а также народным артистом СССР, автором музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации. Мне кажется, одним из самых главных достижений композитора стало произведение «Священная война», известное всем как минимум по первой строчке: «Вставай, страна огромная». Во время Великой Отечественной войны эта песня исполнялась каждое утро по всесоюзному радио после боя Кремлевских курантов. Она играла огромную роль в поддержании морального духа воинов, способствовала пробуждению неисчерпаемых сил в боях. Песня соединяет «грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность». По моему мнению, именно эти черты дали ей такой невероятный успех. Интересный факт: в честь этого произведения на фасаде Белорусского вокзала в Москве была установлена мемориальная доска «Священная война», посвященная первому исполнению песни.

Елизавета Зимонина, флейтистка:

– Музыка на войне, прежде всего, была предназначена для того, чтобы поднимать боевой дух. Далеко не каждая музыка может справиться с этой задачей: трогать душу и давать надежду. Поистине военной музыкой считаются марши. К этому жанру прибегали многие композиторы всех времен. Но именно по-настоящему оставить свою душу в военной музыке может лишь военный. Одним из таких композиторов был Семен Чернецкий – дирижер, генерал-майор, главный руководитель всех военных оркестров 1924–1949 годов. Как он писал марши – не писал никто. Плотное, торжественное звучание, от которого всегда мурашки по коже. В зависимости от ситуации написания и названия марш передает конкретные эмоции. Например, марш Чернецкого «Будапешт» имеет очень целеустремленное настроение, создается иллюзия бесконечного движения и пути. Ведь именно под этот марш Красная армия проходила через город Будапешт. А вот марш «Парад» звучит упруго, торжественно, светло, с чувством завершенности.

Василиса Казарина, пианистка:

– Несомненно, в годы войны музыка играла огромную роль в жизни каждого. Песни пробирают до глубины души, не дают пасть духом, заставляют быть сильными, стоять до последнего за свою Родину, верить в победу. Хотелось бы рассказать об одной величайшей певице ВОВ – Клавдии Ивановне Шульженко. Невероятно сильная и храбрая женщина, которая сотни раз выступала перед бойцами на передовой, в госпиталях перед ранеными. Ее песня «Синий платочек» стала одним из символов победы. Несмотря на условия, в которых ей приходилось жить, она всегда выглядела потрясающе, выступала исключительно в платьях и туфлях. Не могу представить, как сложно ей было. Однажды ей пришлось взбираться на кузов грузовика, чтобы выступить – и она сломала каблук. Но не подала виду и выступила на цыпочках, чтобы создать для солдат ощущение праздника, свободы и мира. А во время бомбежек с воздуха Клавдия Ивановна прижимала к себе свой чемодан с платьями и кричала: «Только не в платья, фашистская сволочь! Только не в платья!» Каждый раз Клавдия Шульженко рисковала жизнью, но не переставала радовать солдат своими песнями. И я ей искренне восхищаюсь!

Александра СМОЛЯНИНОВА

925 просмотров

Related posts

Студенты АлтГУ прошли в акции «Бессмертный полк» с Владимиром Путиным

Наши герои

Строки, опаленные войной: подборка книг о войне профессора АлтГУ В. Н. Карпухиной