Не каждый студент, да и преподаватель, знает, какие правила делового этикета надо соблюдать в университете. Об этом «ЗН» поговорила с руководителем программы повышения квалификации «Ценности АлтГУ» заведующей кафедрой теории и практики журналистики д. филол. н. Еленой Васильевной Лукашевич.
– Деловая сфера, в которую входит и образование, предъявляет серьезные требования к внешнему виду. Ведущие компании имеют регламент, где, помимо прочего, описано, как должен выглядеть их сотрудник. А существует ли образцовый документ, описывающий дресс-код преподавателя высшей школы?
– Требования к тому, как должен выглядеть преподаватель, нигде четко не прописаны. Тем не менее, если мы говорим о нашем университете, то существует «Кодекс профессиональной этики и требований к служебному поведению педагогических работников АлтГУ», где обозначены требования к культуре делового общения, в том числе к его внешнему виду. Он должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность. Согласно моим наблюдениям, которые я веду с 2003 года, студенты АлтГУ ценят во внешнем виде преподавателя в первую очередь опрятность и чувство стиля. Им нравится современный деловой стиль, но не сугубо официальный, а свободный.
– Однако у преподавателей встречаешь и, так скажем, кричащий стиль. Наверняка есть негласные, общепринятые нормы: ткань, фасон, цвет…
– Специалисты по этикету уверены, что в деловом стиле яркие тона – алый, красный и другие – неуместны. Я считаю, что здесь важен критерий уместности. Если это не лекция или семинар, а, скажем, новогодний концерт, то преподаватель может выбрать наряд по душе. В учебной аудитории яркий макияж, маникюр будут неуместны: яркость мешает сосредоточиться. Студенты будут рассматривать такого педагога от и до, не обращая внимания на его речь. Замечу, в нашем университете преподаватели сами определяют свой стиль, дресс-код. Обычно это деловые образы: у женщин – блуза, юбка или платье, у мужчин – костюм, пуловер с брюками или джинсами (да, они тоже бывают уместны).
– А что надеть деловому человеку, когда тепло или даже жарко?
– В летний период нам, людям образовательной сферы, особенно сложно найти гармоничный образ. В костюме тяжело: очень жарко. Как решить вопрос? Выбрать одежду из натуральных легких тканей. При этом важно помнить, что есть запрет на декольтированную одежду, на полностью оголенные руки. Преподавателю лучше воздержаться от подобных вещей. Если говорить о цвете, то разнообразие тонов, преимущественно летом, просто необходимо: оно создает особое настроение.
– Какие основные правила должны соблюдать преподаватели, общаясь со студентами, коллегами?
– Мы учимся профессиональной речи ежедневно, профессиональное взаимодействие очень значимо. Оно помогает преподавателю стать своим как в кругу коллег, так и в кругу студентов. Здесь вновь можно обратиться к этическому кодексу педагога. Он гласит, что в речи преподаватели должны избегать грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, и не важно, с кем ты говоришь, с коллегой или студентом. Кодекс фиксирует соблюдение равенства, напоминая, что в университете основной тип коммуникации – субъект-субъектная. То есть преподаватель и студент находятся на равных! Каждый участник коммуникации имеет право на выражение своего мнения при условии его аргументации. Главное – уметь договариваться.
– Если говорить о самой речи преподавателя: нужно ли обладать специальными навыками говорения? Какими?
– Считаю, что один и тот же преподаватель не должен всегда говорить одинаково, в одной манере. В то же время речь должна быть понятной, направленной на конкретную аудиторию. Студент должен понимать, а не пропускать информацию. И потом, у каждого педагога своя манера, но в этом и прелесть, когда студент приходит на другое занятие и начинается что-то новое. Исходя из своего опыта, могу сказать, что темп речи зависит от аудитории: для первого курса и для четвертого преподаватель читает лекции по-разному. На занятиях старших курсов пальму первенства берут студенты. Чего не скажешь про первокурсников, которые замкнуты и стеснительны, зачастую не настроены на диалог. Уметь слушать, конечно, важно, но нужно давать студенту возможность отстаивать свою точку зрения. Лишь тогда он становится более уверенным и заинтересованным в самом предмете.
– Расскажите о технике речи, как ей научиться?
– Сейчас очень много учебников, видеокурсов по риторике, в том числе по технике речи. Рекомендовать что-то одно – неправильно, развитие коммуникативной культуры – процесс индивидуальный. К тому же нужно учитывать письменную речь, другие когнитивно-психологические особенности человека. Но в любом случае преподаватель должен быть примером как для всей аудитории, так и для отдельно взятого студента. Допустим, преподаватель резкий, авторитарный – студент может подумать, что в некоторых ситуациях и он может быть таким, почему нет? Здесь важно понимать: если ты не практикуешь навыки речевой культуры, то и теоретический материал вряд ли поможет. Хочу отметить, что затруднения возникают не только с речью, большая проблема – с невербальной коммуникацией, жестами например. Здесь посоветую книгу Аллана и Барбары Пиз «Библия языка телодвижений» или Карстена Бредемайера «Черная риторика».
– Что особенно важно в деловой коммуникации?
– Всегда говорю, что образовательный процесс важен для формирования навыков деловой коммуникации. Студенты учатся у нас, а мы – у них. Тайм-менеджмент, командная работа и многое другое. Вся деловая коммуникация выстроена на стремлении к бесконфликтному общению. Необходимо проявлять эмпатию, уметь сочувствовать, сопереживать студенту или коллеге. Коммуникация требует «быть вместе»: отдельно ничего не получится! А в политике и тем более в бизнесе ты, как правило, – одиночный игрок, сам за себя.
– Может ли педагог идти против деловых правил: опаздывать, переносить или отменять занятия?
– Регламент деловых коммуникаций требует от преподавателей четкого соблюдения рабочего режима, особенно времени. Поэтому желательно не нарушать установленные правила: не опаздывать, не отменять пары и так далее. Но случается всякое, преподаватель такой же человек, как и студент. Может заболеть, попасть в пробку… И здесь выручает основной принцип деловой коммуникации: уважение. Уважая себя, ты должен уважать и других. Признать, что другой обладает теми же правами, что и ты. Требуется перенести занятие – предупреди заранее! Мы должны оставаться людьми в любых ситуациях.
– Что делать с нарушителями трудовой дисциплины?
– Повышать голос на студентов – не надо! Если дисциплина нарушается, надо сделать замечание, а потом самому попытаться вовлечь нарушителя в дискуссию по теме занятия. Помогает юмор. Преподаватель должен уметь разрядить обстановку, но без нарушения личных границ. Нельзя смеяться над физическими недостатками, внешним видом, фамилией студента. Тут правит чувство такта, субординация. Такие же требования предъявляют и к студенту.
– Правило 15 минут – уместно ли его соблюдать?
– Я хорошо отношусь к негласным учебным ритуалам, в том числе к неписаному правилу пятнадцати минут. Если преподаватель не известил студентов, что опаздывает, то да, оно работает.
Если же известил – студент обязан дождаться педагога. Ритуальный стиль педагогического общения – тот самый стиль, который мы должны ставить на первое место. Например, я требую от студентов, чтобы они вставали, когда преподаватель входит в аудиторию. При этом соблюдаю то самое равенство: если я не отключаю телефон во время занятий, то и студент тоже может не отключать. В общем, необходимо соблюдать этикетные рамки общения: приветствие, обращение, прощание.
– Предвзятость и непредвзятость: допустимы ли любимчики?
– Преподаватель должен быть непредвзятым. Полагаясь на свой опыт, хочу подчеркнуть, что необходимо поощрять студентов за их труд, старания, умения. Самое главное – стремиться быть максимально объективным. Если мы даем бонус, поощрение – то это должно быть обосновано. Например, мои студенты знают – восклицательный знак рядом с оценкой значит, что своей работой они в хорошем смысле меня удивили, сделали умнее. И как не выделить такого студента, который тебя заставил задуматься, иначе посмотреть на собственное же задание? Если бы педагоги ориентировались только на студентов-троечников, которым интересно лишь получение диплома, то учебный процесс был бы скучен.
Алина ФОМЕНКО
Фото Марии ДУБОВСКОЙ