Гость номера

Бесконечный диалог с литературой

Время на прочтение: 8 минут(ы)

Фото Марии Дубовской

Ведущий ученый-культуролог института гуманитарных наук АлтГУ Елена Ивановна Балакина награждена почетным знаком администрации Барнаула «За вклад в развитие литературы». Награду Елена Ивановна получила за широкую и разностороннюю многолетнюю научно-исследовательскую и просветительскую деятельность в сфере литературы и художественной культуры в целом. Мы встретились с Еленой Ивановной и поговорили о литературе и культуре.

– В свое время вы окончили Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки как музыковед. А как вы пришли в литературу?

– Для меня это связанные вещи, ведь искусство – это своеобразный язык, с которым мы так или иначе все имеем дело. Музыка, литература, изобразительное искусство – все это средства коммуникации, которые по-своему отражают нашу реальность и не могут существовать друг без друга. К тому же вопросы литературы и деятельность литераторов меня интересуют не сами по себе, а с позиции их влияния на развитие культуры нашего края, Сибири в целом и каждого читателя в частности.

После консерватории я вернулась в Барнаул и пришла в первую в нашем городе гуманитарную гимназию осваивать совершенно новый предмет – мировую художественную культуру. Дисциплина вводилась в режиме эксперимента. Мне повезло попасть на полугодовые курсы по мировой художественной культуре для преподавателей вузов на кафедру теории и истории культуры в Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Затем состоялось обучение там же в аспирантуре по специальности «теория и история культуры», сотрудничество со многими известными учеными. Все это дало понимание глубокой связи всех процессов в культуре, позволило освоить новый научный инструментарий и даже постепенно создать на его основе собственный подход к изучению художественных текстов в контексте культуры. Так культурология помогла объединить и музыку, и литературу, и другие виды искусства в сфере моей научной и творческой деятельности. К тому ж все это происходило в 1990-е годы, когда начал резко падать интерес к книге, чтению, искусству, культуре, кардинально поменялись условия жизни, духовные ценности. Тогда я стала искать способ поддержать себя и других в это сложное время, и именно обращение к лучшим образцам культуры, искусства и литературы Алтая, героический жизненный опыт наших гениальных современников был способен вернуть людям веру в красоту и силу добра.

– Вы также защитили диссертацию под руководством известного философа и культуролога Моисея Самойловича Кагана.

– Да, верно. Моисей Самойлович Каган – ученый мирового масштаба, легенда российской науки. Человек феноменальной одаренности и гений системного мышления, создавший целостные авторские научные теории во многих сферах: в философии, гуманитарном знании, культуре, искусстве, образовании. Всегда подтянутый, элегантный и обаятельный. В педагогической деятельности обычно сразу заявлял студентам о серьезности предстоящего разговора, хотя виртуозно умел оживить лекцию уместной остротой. Его ученики шутили, что он, как орел, парит над аудиторией. М.С. Каган активно и ярко мыслил в процессе занятий и вовлекал в мыслительный процесс всех участников. В его лекциях не было лишних слов: это была логически точная и эстетически выверенная речь мыслителя, несмотря на то, что это всегда была научная импровизация.

– По данным Российской государственной библиотеки, в 2022 году читательская активность взрослого населения снизилась: 33,5 миллиона жителей РФ читают, остальные – нет. О чем говорят эти данные культурологу?

– Это результат огромного спектра факторов. В первую очередь занятости: сегодня очень сложно выкроить время для чтения художественной литературы. Огромный поток информации и отсутствие времени на досуг приводит к тому, что встречи с художественной литературой становятся исключительно редкими. Не менее важный момент – развитие визуальной культуры и ее выход на первый план в современной жизни. Человек стоит перед выбором: прочитать книгу, анализируя действия персонажей и обдумывая сюжет, внимательно вчитываясь, или посмотреть сериал, в котором вся информация сжата и подается в привлекательной обертке. Многие выбирают более легкий вариант. То, что глубокая работа души уходит из нашей жизненной практики, также опрощает характер отношений между людьми и саму личность, потому что эмоциональный опыт, который нам требуется в общении, развивается в меньшей степени. Человеку необходимо учиться пониманию, как действовать в различных ситуациях, как выразить свои переживания и как пережить сильные чувства. Именно эту задачу решает литература и вообще искусство в его высоких образцах. Сокращение общения с качественными художественными текстами уменьшает и эстетический опыт личности, снижает эмоциональную гибкость, духовную открытость, общество становится более отчужденным и конфликтным. Происходит своего рода атомизация общества, все становятся друг другу чужими. Это аномалия для развития культуры.

– Один из ваших профессиональных интересов – методика чтения текстов, особенно художественных. Расскажите, чем уникален ваш проект «Гуманитарная методология чтения художественного текста»?

– Так вышло, что всю жизнь я работаю с людьми, для которых искусство не является сферой их главных интересов. Соответственно, постоянно задаюсь вопросом: как рассказывать об искусстве людям, для которых оно никогда не было предметом профессионального интереса? Для меня это было крайне важно, ведь за пониманием текста стоит человеческая позиция, его осознание мира. Я понимала: традиционный научный анализ текста в такой ситуации будет неэффективен. Все это не вызовет у учеников должного интереса, а произведения вскоре забудутся, не оставив след в их душе. Я поняла, что мне нужно было найти в искусстве что-то такое, что важно для каждого человека. Чтобы мои ученики поняли, что картина, которую они видят перед собой, написана именно для них и что если они внимательно с ней поработают, то найдут ответы на волнующие их вопросы. Постепенно я начала придумывать разные варианты того, как обойти этот барьер, разделяющий искусство и пока не очень понимающих его школьников.

В аспирантуре я познакомилась с методологией гуманитарного знания. Эта методология была разработана русским философом Михаилом Михайловичем Бахтиным в 1920-х годах. В то время, когда только формировалось новое советское государство со строгостью и однозначностью его идеологии, он сформулировал и обосновал концепцию индивидуальной неповторимости человека.

Он показал, что каждая личность уникальна и понимает один и тот же текст по-разному. Даже один и тот же человек не может два раза одинаково воспринять произведение, потому что мы непрерывно меняемся. В своих трудах он обратил внимание и на то, что чтение содержания текста – только первый этап знакомства с ним. Дальше идет гуманитарная работа со смыслом, где он выделяет три основных составляющих: понимание, осмысление и интерпретация. Главным способом такой работы является «вчувствование», когда ты вступаешь в диалог с текстом, задавая вопросы героям и автору, пытаясь прожить их духовный опыт.

От этого знания я и отталкивалась в своей методике. Конечно, создавалась она не специально, а складывалась постепенно, по мере обучения ребят. На последнем занятии в своих выводах о результатах пройденного курса многие ученики написали, что творческие работы, в которых они размышляли о различных произведениях и высказанных в них духовных вопросах становления человека, стали для них в первую очередь раздумьями о них самих.

Я применяла этот метод в работе с совершенно разными аудиториями: со старшими школьниками, преподавателями, случайными экскурсионными группами в музее – и всегда слышала удивленный вопрос: «Как у меня получилось это написать?».

– Елена Ивановна, поздравляем с заслуженной наградой. Используя свою методику, вы подготовили более 20 масштабных научно-художественных изданий по творчеству поэтов, писателей и краеведов Алтайского края. Почему вас заинтересовали алтайские литераторы, в чем специфика именно алтайского художественного текста?

– Мне они интересны в первую очередь тем, что это наши земляки. Самый лучший писатель – тот, который любит свою родину и живущих здесь людей. Наш регион, к сожалению, далеко не самый благополучный в экономическом плане, но ценность писательской позиции заключается в способности видеть внутреннее богатство сквозь внешние формы, прозревать глубокую суть явлений и учить этому других. Прекрасные люди нашего Алтайского края, уникальная природа, широта талантов и богатство истории Барнаула и Алтая – все это находит отклик в их текстах.

– А есть автор, который запал вам в душу больше всего?

– Я начала свою деятельность по исследованию литературы Алтайского края с творчества Марка Иосифовича Юдалевича. Я выросла на его стихах для детей – удивительных, светлых, добрых, но даже не догадывалась о том, что стихотворения были написаны им: у книги не было обложки. При знакомстве с писателем была приятно удивлена, что те стихи принадлежали именно ему. Моя первая изданная самостоятельная книга была о его жизни, творчестве, его особом месте в культуре Алтайского края. В его повести «Голубая дама» ожила давняя барнаульская легенда, которая благодаря его литературной обработке стала неотъемлемой частью культуры города. Он первый и единственный из писателей собрал легенды старого Барнаула и открыл многие важные имена в его истории.

– Несколько лет вы редактировали семейную литературно-художественную газету «Это мой мир». Что это было за издание и почему оно перестало выходить?

– Идея возникла давно, еще в девяностые годы: во время, когда желтая пресса захватила читательский рынок, а телевизор заполонила порнография, реклама алкоголя и сигарет. Позже появился Интернет, и люди резко исчезли из библиотек. Было страшно, потому что тогда казалось, что библиотеки навсегда останутся пустыми, а необходимость в книгах пропадет. Тогда мне захотелось сделать что-то, чтобы вернуть людей к чтению, к красоте и гармонии, поэтому я начала искать массовые формы просветительской деятельности. Хотелось создать что-то светлое, семейное, что выделялось бы на фоне свободной и деструктивной прессы двухтысячных годов. В новых финансовых условиях в существующих изданиях не получилось открыть даже маленькую рубрику, предпочтение отдавалось новостям и рекламе.

В 2006 году посчастливилось познакомиться с редчайшим человеком – промышленником Сергеем Грантовичем Хачатуряном. Он заинтересовался проектом семейной газеты, так как вся его деятельность была направлена на улучшение уровня жизни населения края. Он сам много читал, имел огромную библиотеку и также хотел, чтобы люди вернулись к чтению. Мы собрали команду из преподавателей вуза и открыли издание «Это мой мир». За три года, которые существовала газета, мы выпустили 72 номера. В газете было много рубрик: родина большая и малая, культура и религия, этика, печатали разрезные книжки для детей и взрослых. На последнем развороте размещали примеры из русской классической живописи и картины барнаульских художников. Картины сопровождались комментариями и вопросами к читателям, которые могли помочь им построить духовное и эмоциональное общение с картинами.

У газеты было много подписчиков, но вскоре случился кризис, пришлось приостановить выпуск газеты, а через пару лет внезапно умер Сергей Грантович и газета была закрыта окончательно.

– Если бы вам дали шанс выпускать эту газету снова, согласились бы вы? Как бы она видоизменилась?

– Это было бы интересно. Конечно, она бы сегодня несколько поменялась. Может быть, она бы стала электронной, возможно, мы бы привлекали к участию в подготовке номеров больше молодежи, студентов. Она бы также, наверное, сильно изменилась визуально, хотя идея включения классического искусства в визуальный образ страниц осталась бы прежней.

– Сегодня активно развивается сетевая литература. Можете ли вы назвать достойные внимания интернет-произведения? Как вы вообще относитесь к современной литературе?

– Для меня произведения не делятся на современные и несовременные: они делятся на качественные и низкопробные, которые подают себя под видом литературы. Цель литературы – показать многообразие жизни и мира, научить человека достойно чувствовать и думать, размышлять о высоком, и многие произведения нашего времени, в том числе зародившиеся в Интернете, справляются с этой задачей.

Например, мне интересно было познакомиться с романом Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Это какая-то совершенно непривычная позиция, которая обновила мое личное видение мира, поразила неожиданностью решений и удивительной для современной прозы идеей верности своему делу.

Именно за такие вещи я люблю современных молодых писателей: они не боятся экспериментировать.

– А если говорить в целом о литературе: как она развивается, как меняются писатели и читатели?

– Все идет своим чередом, а литература развивается так, как ей это надо. Со временем приходит новое понимание искусства. Раньше казалось, что искусство – это только талант и профессия. Но сейчас, благодаря всему пройденному пути, появилось понимание, что искусство это не просто художественная жизнь, а способ саморефлексии по-особенному восприимчивых к миру людей, и творческие личности, обладающие чуткостью в отношении с людьми и миром, привносят наибольший вклад в культуру. Они высказывают в художественной форме все, что думают, открывают свое сердце огромной публике без страха осуждения. Сегодня нужно быть смелым, чтобы заниматься творчеством. Тот же Михаил Бахтин писал об ответственности автора, писателя и зрителя. Он говорил, что автор ответственен перед читателем за то влияние, которое его творчество оказывает на него. Но и читатель также ответственен своей избирательностью перед будущим культуры. Если он будет принимать и одобрять низкосортные произведения, он тем самым будет снижать планку восприятия и позволять авторам тоже относиться к своему творчеству с меньшей требовательностью. Сегодня важно, чтобы у молодежи формировался высокий художественный вкус. Это трудно, но это очень важно. Чем больше будет интересной и творческой молодежи, любящей друг друга и мир вокруг, тем больше будет хорошей литературы, музыки и картин, наталкивающих на глубокие размышления.

Справка

Е.И. Балакиной подготовлено более 20 масштабных научно-художественных изданий по творчеству поэтов, писателей и краеведов Алтайского края. В их числе – написанная и изданная еще при жизни писателя М. Юдалевича книга «На грани…» о его судьбе и творчестве, первое в истории писательской организации Алтая Полное собрание сочинений поэта Л. Мерзликина «Я иду по земле…» в двух томах, первое прижизненное издание Собрание сочинений «Избранное» М.И. Юдалевича в пяти томах (по материалам его литературного наследия, включающего более 60 книг) к 90-летию писателя, книга «Марк Юдалевич» из серии «Алтай. Судьба. Эпоха» (губернаторский проект). В течение всей педагогической деятельности доц. Е.И. Балакиной разрабатывался и реализуется эстетический проект «Гуманитарная методология чтения художественного текста». Он направлен на обучение навыкам вдумчивого чтения художественных текстов, эмоционального погружения в их образно-эстетический мир.

Цитата

Когда ты задаешь тексту вопрос, а произведение тебе отвечает, – это бесконечный диалог,
в первую очередь с самим собой… Тот же Михаил Бахтин писал об ответственности автора, писателя и зрителя. Он говорил, что автор ответственен перед читателем за то влияние, которое его творчество оказывает на него

Артем ФЕДОТОВ

724 просмотров

Related posts

Кто вы, журналисты? АлтГУ посетил декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков

Аркадий Шабалин

Огонь, гитара и грамотность!

Стихи и числа: у нас в гостях Иван Рябов – преподаватель, аспирант ИМИТ и автор сборника стихов и песен

Юлия Дильман