Гость номера

Язык музыки

Концертмейстер Мария Костерина – о том, как учат музыкальному искусству в АлтГУ

28 ноября 1829 года родился Антон Григорьевич Рубинштейн – основоположник профессионального музыкального образования в России, основатель первой отечественной консерватории. Алтайский госуниверситет в какой-то степени тоже музыкальный: он один из немногих непрофильных вузов, где учат и музыкантов. А во всей стране он самый первый: кафедра инструментального исполнительства открыта на базе истфака в 1996 году – на год раньше, чем в МГУ! О том, как учат музыкальному искусству в классическом университете, корреспондент «ЗН» поговорил с Марией Геннадьевной Костериной, доцентом кафедры искусств АлтГУ, заслуженным концертмейстером Алтайского края.

Мария Геннадьевна родилась в Барнауле, училась в музыкальной школе № 3 (в той же, что и я, кстати), затем в Барнаульском городском музыкальном училище (ныне – Алтайский государственный музыкальный колледж) по классу фортепиано у известного педагога Эльвиры Петровны Россинской. После окончила Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки и какое-то время работала в Москонцерте: старейшей организации культуры в Москве. Вернулась в Барнаул преподавать в музыкальный колледж, пока в 2007 году бывший заведующий кафедрой инструментального исполнительства АлтГУ Николай Александрович Корниенко не пригласил ее работать в Алтайский госуниверситет.

– Мария Геннадьевна, с ходу вопрос как музыканту: вы сочиняете музыку?

– Сочинение музыки – совершенно отдельная область музыкального искусства. Во-первых, на это просто нет времени, а во-вторых, к этому должны быть определенные склонности. У нас есть студенты и выпускники, которые музыку сочиняют, но у них действительно есть потребность в этом. Я же довольствуюсь тем, что есть: исполняю уже сочиненные произведения – шедевры мировой классики. Из любимых: прелюдии и фуги Иоганна Себастьяна Баха, фортепианные концерты с оркестром Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, сочинения Георгия Свиридова, в их числе – музыка к кинофильму «Метель» и его камерно-вокальные сочинения.

– Интересно, а сколько всего музыкантов учится в АлтГУ?

– По-моему, чуть менее 50 человек со всего потока. У нашего направления есть специфика, что с каждым студентом мы выстраиваем траекторию индивидуального обучения, поэтому мы, музыканты, просто не в состоянии учить большое количество студентов одновременно. Если брать пианистов, то сейчас у меня их десять, считая заочников, а всего за все годы существования кафедры выпустилось около 50 высококлассных пианистов.

– Как быть с цифровизацией: наверняка она влияет и на классическую музыку?

– Да, и с одной стороны это хорошо, а с другой не очень. Появилось много компьютерных музыкальных редакторов, которые позволяют работать с нотными текстами, набирать их, транспонировать – переносить в другую тональность – одним нажатием кнопки, в то время как раньше все это пришлось бы делать вручную. Сейчас можно в процессе занятия записать себя на диктофон и послушать со стороны, ведь к своей игре быстро привыкаешь, поэтому запись – несомненный плюс. Из минусов: сейчас музыканты стали пользоваться фонограммами. Она, конечно, может помочь, когда солист учит музыкальный текст, но пользоваться ей на сцене совершенно неприемлемо! Исчезают тонкости динамики, агогики, пропадают художественные решения в отклонениях от темпа, метра – все это убивает живое исполнение.

– Чтение нотного листа отличается от чтения книжного?

– Интересный вопрос, из области музыкальной психологии. И чтение нот, и чтение слов это, в общем-то, идентичные процессы: декодирование информации. Единственное, книжное слово складывается из букв, а музыкальное – из нот: нота к ноте – слог, слог к слогу – слово, слово к слову – фраза и так далее. Даже можно сказать, что правила грамотного чтения музыкальных текстов соответствует чтению текстов литературных. Там же есть свой синтаксис, морфология, орфоэпия, пунктуация и так далее, только это выражается в штрихах, артикуляции, дикции, динамике, фразировке. Поэтому для музыканта услышать словосочетания «музыкальная речь» или «музыкальный язык» вполне обыденно.

– Вы упомянули понятие «музыкальная психология». Что это за наука?

– Я уже говорила о том, что наш образовательный процесс индивидуализирован: мы со студентами один на один оттачиваем элементы исполнительского мастерства и развиваем музыкальное мышление, восприятие музыки. Этим и занимается музыкальная психология, которая вычленилась из общей психологии. Музыкальная психология освещает всю сферу музыкальной деятельности, изучает влияние музыки на личность исполнителя, равно как и выявляет обратную связь: как личностное видение музыканта влияет на интерпретацию, что позволяет вдохнуть новую жизнь в музыкальное произведение, которое исполняется уже столетиями и при этом каждый раз звучит абсолютно по-новому. А еще, поскольку в будущем наши студенты-музыканты, скорее всего, будут заниматься и педагогической деятельностью, нужно знать возрастные психологические особенности учеников. Или другой пример: многие музыканты идут работать в оркестр, где нужно владеть хотя бы базовыми знаниями коллективной психологии, знать основы коммуникации, чтобы плодотворнее сотрудничать в профессиональном плане. Потому музыкальная психология – неотъемлемая часть подготовки профессионального музыканта. Она необходима каждому студенту, который обучается на музыкальной кафедре по направлению «музыкальное искусство».

– Существует мнение, что классика – это скучно. Тогда нужно ли ее слушать и почему вообще классика называется классикой?

– Это вопрос ценностного порядка. Классикой может быть произведение любого жанра – и академической музыки, и джазовой, и популярной эстрадной. Главное, чтобы она выдержала проверку временем и через годы осталась столь же актуальной, информативной, показательной в своем жанре, по-прежнему волновала сердца слушателей. Еще во времена Античности древние греки, которые уж точно знали толк в жизнеустройстве, считали, что хорошая музыка влияет на подсознание, излучает полезные вибрации, воздействует на души людей. И классическая академическая музыка, как известно, имеет оздоровительный эффект: как для исполнителя, так и для подготовленного слушателя. Почему классическую музыку считают скучной? Я думаю, оттого что журналисты, социологи и музыковеды последние три-четыре десятилетия мало работают с населением в этом ключе. Если люди старшего поколения росли на радиопередачах, где классическая музыка пропагандировалась, были концерты-лектории, объяснявшие, что звучит в этом произведении, что хотел передать композитор, то сегодня… Уверена: все это нужно объяснять с самого раннего возраста, когда детский ум еще не переполнен ненужной информацией, которая сейчас царит повсюду. В 2008–2010-м годах сотрудники нашей кафедры вместе с лучшими солистами края ездили по гранту администрации Алтайского края в отдаленные районы, где исполняли детям классическую музыку. Они испытывали потрясение от того, что слышат вживую. Это нельзя сравнить с прослушиванием записи по телевизору или радио, живое исполнение – энергообмен между музыкантом и слушателем, его нельзя заменить даже идеальной студийной записью. У нас до сих пор сохранилась книга отзывов ребятишек, в которой юные слушатели выражали такой восторг, что писали восклицательные знаки до конца страницы.

– Мария Геннадьевна, вы – стипендиат губернатора Алтайского края как концертмейстер. А в этом году вас наградили Почетной грамотой Правительства Алтайского края…

– Концертмейстерство – одна из самых распространенных сфер приложения исполнительской деятельности пианистов, потому что фортепиано не только сольный, но и аккомпанирующий инструмент. Концертмейстеры востребованы в любом инструментальном и вокальном классе. Поэтому 90 % пианистов становятся концертмейстерами, аккомпанируют солистам. Степень мастерства, конечно, приходит с годами, работает золотое правило: количество переходит в качество. И, конечно, самое важное – любовь к этому виду ансамблевой деятельности. Концертмейстер – достаточно сложная профессия, она требует очень больших временных и физических затрат. Это и умение быстро читать ноты с листа, и очень хорошее владение своим инструментом, и знание специфики солиста и так далее. И если речь обо мне, то талантливые солисты, с которыми я работаю, активно участвуют в конкурсах разного уровня, занимают призовые места. За эту продуктивную совместную работу меня и наградили именной стипендией губернатора, даже дважды, в 2018/2019 и 2022/2023 учебных годах.

– Давайте, завершая беседу, порассуждаем, что должен уметь современный педагог по музыке, сам музыкант.

– Во-первых, педагог должен испытывать чувство эмпатии к своим ученикам – их нельзя просто муштровать, важен момент сопереживания, когда тонко чувствуешь своего студента. Без этого невозможно конструктивно и продуктивно работать с творческими людьми. Во-вторых, нужно постоянно повышать собственный профессиональный уровень: обмениваться различными наработками, новыми взглядами, мнениями. Для этого мы участвуем в перекрестных курсах повышения квалификации: кто-то обучает нас, а кого-то обучаем мы. Поэтому у музыканта должна быть очень гибкая, адаптивная система мышления. Можно сказать, век живи – век учись. Поэтому у музыкантов и нет понятия «уйти на пенсию»: чем старше становится человек, тем больше у него жизненного и профессионального опыта, который он может передать своим студентам. Потому в сфере музыкального образования профессора работают и в 80, и в 90 лет. Поэтому всем хочу пожелать здоровья и творческого долголетия!

Акцент

Почему классическую музыку считают скучной? Я думаю, оттого что журналисты, социологи и музыковеды последние три-четыре десятилетия мало работают с населением в этом ключе. Если люди старшего поколения росли на радиопередачах, где классическая музыка пропагандировалась,
были концерты-лектории, объяснявшие, что звучит в этом произведении, что хотел передать композитор, то сегодня…

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

44 просмотров

Related posts

Как вторая жизнь

На одном языке

Просто Савва