Как по маслу

Следы исчезнут поколений, но жив талант!

Третий курс у студентов АлтГУ проходит по-разному: кто-то уже задумывается о дипломе и будущей работе, кто-то погружен в студенческий актив и не замечает, как течет время. Но что-то остается вечно: таланты студентов Алтайского госуниверситета! 11 ноября у студентов института гуманитарных наук Руслана Немцева и Ольги Шопиной открылась персональная выставка «Нескучный дуэт» в галерее Universum.

Руслан и Ольга учатся по направлению подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «дизайн». У них за плечами – художественная школа, участие в масштабных конкурсах и успешно пройденное творческое испытание. Но это только начало пути!

Греки, скандинавы, Дюрер

Еще в 16 лет Руслан решил посвятить себя искусству: «Люблю придумывать разные сюжеты и отрисовывать их. Можно сказать, в своем таком мире живу, создаю его, прорабатываю. Каждая моя картина – маленькая история. Если присмотреться, в них можно увидеть множество интересных деталей, из которых и получается этот сюжет». В школьные годы Руслан с отличием окончил барнаульскую ДХШ № 2. «7 лет там учился. Мне очень повезло с преподавателями, группа была сильная. Но мне приходилось поначалу очень стараться: ребята были старше меня на год-два и быстрее все схватывали. Зато из всех 20 человек в нашей группе один я пришел к творческой специальности», – отмечает Руслан. Он уверен, что творческую специальность выбирают те, кто действительно горит своим делом и готов к трудностям, например нестабильному заработку.
В АлтГУ юный художник пришел по совету родителей – и не прогадал. Еще с первых курсов студента заметили преподаватели. Вера Игоревна Бочковская, доцент кафедры искусств АлтГУ, в конце прошлого учебного года отметила работы Руслана на просмотре – началась подготовка к собственной выставке. И вот в ноябре на ней представлено семь работ Руслана. Часть из них была выполнена в рамках учебных занятий. «Как-то мы рисовали натюрморт, сначала в реалистической манере, а затем уже стилизовали на свое усмотрение. Я в таких случаях выбираю мифологическую, мрачноватую тематику. Эта картина тоже оказалась на выставке», – делится историей Руслан. По словам художника, на его творческий метод очень влияет греческая и скандинавская мифология: вдохновляет свободный, воинственный дух языческих легенд. Также Руслан ориентируется на эпоху Возрождения и творчество художников-передвижников: «Я периодически пересматриваю какие-нибудь картины, вдохновляюсь, но все-таки больше ориентируюсь именно на Возрождение, на итальянских художников. Но самый-самый любимый художник для меня – Альбрехт Дюрер, немецкий художник раннего Возрождения. Я бы особенно отметил его “Всадников Апокалипсиса”. Я их даже по-своему интерпретировал в одной картине, но на выставку она не попала». Руслан прошел долгий путь к персональной выставке, до этого он становился победителем различных конкурсов. Например, картина «Покой в станице» с заметными гоголевскими мотивами заняла первое место в международном конкурсе «Роман Средневековья», а сейчас представлена на выставке среди прочих.

Ван Гог и Шишкин

Творческий путь молодой художницы Ольги Шопиной начался очень рано: в четыре года она попала в художественный кружок, а затем перешла в художественную школу и начала рисовать профессионально. Одухотворенные пейзажи Белокурихи, откуда родом Ольга, усилили тягу к прекрасному. На пленэрах юные художники писали городские пейзажи: старинные дома и постройки Белокурихи и, конечно же, захватывающие виды с гор.

В девятом классе Ольга решила связать жизнь с творчеством. Профиль «дизайн» в АлтГУ привлек востребованностью и перспективой развития. «В направлении живописи, я думаю, что могу развиваться уже сама, необходимую художественную базу во мне уже развили преподаватели, а вот дизайну мне сейчас учиться интереснее, приходится изучать много нового. Так или иначе дизайн и живопись переплетаются», – говорит Ольга. Свою будущую специализацию она видит именно в дизайне: «Но живопись не планирую бросать, это будет, скорее, как хобби. Мне кажется, живопись не может быть основной работой, так оно перейдет больше в быт, потеряется тот самый шарм и вдохновение». А вдохновение Ольга видит во всем: интересно упавший свет в автобусе, поэзия, работы других художников. Так молодая художница отмечает стихотворение «Разноцветные котята» Юнны Мориц, которое вдохновило ее на одну из работ, представленных на выставке. Творческий процесс, по словам Ольги, всегда непрост: «Иногда сразу четкая идея есть, иногда, наоборот, все идет из смятения, размышляю, как лучше сделать – так или так. Все начинается с маленьких набросков, потом появляется общая идея и вырисовывается что-то большее». Но без вдохновения, которое дарит творчество предшественников, тоже никак. Картина с полем подсолнухов, представленная на выставке, напоминает о юношеском увлечении Ольги работами Ван Гога. Сейчас она с восхищением отмечает творчество передвижников, но не выделяет среди них одного мастера: «У меня нет любимого художника среди них. В разных картинах нравятся разные детали и особенности. У Шишкина, скажем, мне нравится, как передан свет в лесных пейзажах. И в своих работах я каждый раз стремлюсь также передать атмосферу, это утреннее, солнечное настроение, легкий туман…».

Старания действительно окупились: на третьем курсе – уже персональная выставка! Трудолюбие студентки преподаватели отмечали и раньше. Больше всего внимания со стороны преподавательского состава и гостей выставки получила картина «Царевна-Лебедь» в стиле батик по мотивам пушкинской сказки. Изначально она создавалась для курсовой работы на втором курсе, задумка Ольги заключалась не только в иллюстрации классического образа, но в собственной интерпретации, поэтому техника была выбрана также нестандартно. Оглядываясь на пройденный путь, Ольга отмечает большой вклад преподавательницы Серафимы Владимировны Ясной, у которой она училась в Белокурихе. Художницы до сих пор поддерживают отношения и делятся творческими успехами. Это ли не доказательство тому, что ту самую неразрывную связь среди людей формирует именно искусство?

Экспертное мнение

О Руслане

Вера Игоревна Бочковская, кандидат исторических наук, доцент кафедры искусств АлтГУ:

– Руслан начинал со стилизации реалистических постановок. То есть изначально он отталкивался от натуры, работать в рамках академического искусства ему тесно, поэтому было принято совместное решение о том, что он рисует то, что хочет. Стиль его работ складывался в течение двух лет. Он работал в основном по вечерам, после занятий. Приходил в кабинет и работал в тишине. Фантазии, которыми он насыщает свои композиции, – это только его мир. Я не могу отнести его персонажей к какой-то определенной культуре или исторической эпохе. Тот редкий случай, когда творец создал свою вселенную! Техника, в которой выполнены работы, у него тоже полностью авторская! Он применяет и акварель, и гуашь, и гелевую ручку, может фон залить жидкой краской широким флейцем. Его композиции интересно разглядывать, так как в них множество деталей. Причем у меня иногда складывалось впечатление, что он может дробить форму бесконечно. Таким творческим приемом в своей живописи пользовался Павел Филонов. Прием создает ощущение бесконечности мира. Руслан дошел до этого интуитивно. В конце второго курса я иногда видела только конечный результат, так как уже полностью доверяла его художественному вкусу. По каждой работе мы проводили небольшой худсовет. Я вносила правки, он вносил предложения. Результатом я довольна. Если студент идет преподавателю навстречу, все получается!

Об Ольге

Наталья Владиславовна Гречнева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств АлтГУ:

– Ольга училась у меня два года, первый и второй курс по рисунку и живописи. Сразу с первого месяца обучения она сразу обратила на себя внимание своим трудолюбием и отношением к работе. Ольга всегда была очень спокойна, уравновешенна, вдумчива на занятиях. У нее прекрасное чувство цвета, она умеет гармонировать тонкие цвета и оттенки, воспринимает цвет очень тонко. Больше всего Ольге удаются реалистические работы, у нее хорошо идут натюрморты с натуры. Даже иллюстрации к каким-то произведением или мифам она делала больше в реалистическом направлении. Очень много работает дома самостоятельно, берется за большие работы. Ей хорошо идет и акварель, и масляная живопись, и графика тоже неплохо – она хорошо видит в ней форму. Желаю ей только продвижения вперед!

Анна ЗАГОРУЙКО
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

38 просмотров