Текст: Аркадий ШАБАЛИН
Фото Марии ДУБОВСКОЙ
В понедельник, 13 февраля, состоялось заседание ректората в расширенном составе. Первоочередная тема – выполнение университетом целевых показателей по программе «Приоритет-2030». Кроме того, были рассмотрены вопросы, связанные с независимой оценкой качества образования и внедрением модуля «Основы военной подготовки».
В начале заседания ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров подчеркнул, что проблема качественного выполнения целевых показателей касается всех сотрудников и прежде всего руководителей подразделений, директоров институтов, заведующих кафедрами. Только в этом случае Алтайский государственный университет станет еще более заметным на отечественном рынке высшего образования.
– Университет третий год живет в режиме выполнения программы «Приоритет-2030». С одной стороны, это почетно. Но в то же время и очень ответственно, потому что перед Алтайским госуниверситетом стоят задачи как регионального, так и федерального масштаба. В том числе, конечно, достижение целевых показателей, от которых зависит развитие самого университета. Важно это осознать уже сейчас, в начале года, чтобы грамотно выстроить административно-управленческую работу. Поэтому сегодня мы пригласили на заседание тех заведующих кафедрами, которые испытывают наибольшие трудности с выполнением показателя НИОКР. Ректорату необходимо помочь коллективу выстроить продуктивную работу, понять, в чем проблема, – заострил внимание Сергей Николаевич.
Целевые показатели
Говоря о традиционно сложном показателе доходов от НИОКР, проректор по научному и инновационному развитию Александр Николаевич Дунец уточнил: на данный момент остро стоит проблема низкой вовлеченности подразделений АлтГУ в выполнение этого показателя. Из 530 научно-педагогических работников заметно отличились только 33, они привлекли в университет более 1 млн рублей; 13 человек достигли объема средств выше планового значения (475 тыс. рублей). Из 36 кафедр гуманитарно-общественного профиля 8 не заработали ничего, из 21 естественно-научного – 4. Из научных подразделений по объему финансирования лидируют Южно-Сибирский ботанический сад, Российско-американский противораковый центр, лаборатория междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая. Замыкают список лаборатория физических проблем мониторинга агросистем и лаборатория космического мониторинга и вычислительных технологий.
Проблема низкой вовлеченности подразделений имеет комплексный характер, среди возможных причин и без того большая нагрузка на НПР, бюрократические проволочки, нежелание брать на себя ответственность и др. Чтобы решить эту проблему, необходимо понять: вуз сегодня – не только образовательная, но еще и коммерческая организация. В связи с этим одна из задач НПР, особенно заведующих кафедрами, – работа с индустриальными партнерами, выполнение актуальных научно-исследовательских заказов, создание витрины своих разработок. Как заметил Александр Николаевич, в большинстве случаев те проекты, что уже были заявлены, попросту недоработаны. И в этом кроется одна из ключевых причин недополучения доходов от НИОКР.
Ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров заметил, что университет готов помогать всем и каждому, кто стремится выполнить показатель доходов от НИОКР. Но инициатива должна исходить от институтов, кафедр, их руководителей.
– Как раз чтобы обсуждать эти и другие проблемы, связанные с коммерциализацией интеллектуального труда, на базе АлтГУ и создан Центр развития исследований и разработок (Центр развития R&D), – констатировал Сергей Николаевич.
Начальник управления стратегии, анализа и мониторинга АлтГУ Дмитрий Сергеевич Хвалынский обозначил, каким образом между кафедрами были распределены целевые показатели на 2023 год:
– В этом году институты сразу распредели примерно равномерное количество показателей, всего их 32. И мы видим, что каждый институт взял от 25 до 29 показателей. Однако на специальных кафедрах это цифра ниже, что может сказаться на их рейтинге в АИС «Кейс».
О показателе, связанном с цифровой кафедрой АлтГУ, рассказала первый проректор по учебной работе Евгения Анатольевна Жданова. С 2023 года он должен учитывать количество и зачисленных, и завершивших обучение. Согласно плановому значению программы «Приоритет-2030» цифровой кафедре необходимо выпустить не менее 910 человек. На данный момент промежуточный ассесмент прошли 1 104 человека из 1 125 (часть студентов ушла в академический отпуск, часть отчислилась или перевелась) по 8 программам профессиональной переподготовки. В июне этого года студенты пройдут итоговое тестирование в системе прокторинга. Уже отобрано 80 студентов, чтобы протестировать эту систему.
– ИЦТЭФ и МИЭМИС следует уделить особое внимание образовательной дисциплине своих студентов, зачисленных на эту кафедру, – подчеркнула Евгения Анатольевна. Плановое значение на 2023 год следующее: количество зачисленных и завершивших обучение должно составлять не менее 1 250 человек. В конце доклада было замечено, что выполнение показателя по цифровой кафедре приносит треть от общего финансирования программы «Приоритет-2030».
Проректор по развитию международной деятельности Роман Ильич Райкин привел данные по набору иностранных абитуриентов. В 2023 году доля иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обучаются по ОП ВО, должна составлять не менее 21 %. Большинство иностранных абитуриентов (с учетом бакалаврских и магистерских направлений) отведено ИГН – более 300 человек, ИНГЕО – 97, ИЦТЭФ – 93. Причем, как заметил проректор, впервые распределение происходило по направлениям подготовки.
– В этом году мы работаем исключительно на качество и на сохранение нашего базового показателя, который зафиксирован в программе развития университета. Запланирована оптимизация системы разработки и оперативной проверки результатов репетиционного тестирования иностранных абитуриентов, – подытожил Роман Ильич. Целевой показатель по трудоустройству иностранных НПР в 2023 году составляет 70 человек.
Целевые показатели по ДПО представила проректор по воспитательной работе и дополнительному образованию Ксения Владимировна Иконникова. Она напомнила: чтобы нарастить объем доходов ДПО, в каждом институте должен быть разработан детальный план по выполнению этих показателей. Среди наиболее актуальных задач: повышение доли трудоустроенных выпускников (не менее 90 % по каждому направлению), распределение накладных отчислений и пр. Также АлтГУ продолжает участвовать в федеральном проекте «Содействие занятости», входящем в НП «Демография». В 2022 году благодаря этому проекту получить дополнительное образование на базе Алтайского госуниверситета смогли 167 человек. Таким образом, АлтГУ получил более 8,7 млн рублей.
Проректор по экономике и стратегическому развитию Александр Николаевич Малаханов проанализировал распределение целевых показателей «Доходы от приносящей доход деятельности» и «Среднесписочная численность ППС в возрасте до 39 лет» на 2023 год по каждой кафедре. Исходя из текущего момента, заметил проректор, у нас примерно 80-85 % по выполнению общего плана по внебюджетным доходам зависит от институтов. Кроме того, институты должны гарантировать, что трудоустроенным ППС до 39 лет нагрузка будет обеспечена с начала нового учебного года.
– Если таких ППС не хватает, то их необходимо найти и трудоустроить, чтобы выполнить целевой показатель «Среднесписочная численность ППС в возрасте до 39 лет», – пояснил Александр Николаевич.
Качество образования
Начальник управления мониторинга качества и образовательных инициатив Марина Валерьевна Колбунова представила результаты независимой оценки качества образования в АлтГУ (на примере ИГН, Колледжа АлтГУ, Рубцовского института, филиалов АлтГУ в Белокурихе и в Бийске). Марина Валерьевна отметила, что управление проделало большую работу, благодаря которой были выявлены как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на качество высшего и среднего профессионального образования. Внешние факторы – это лицензирование образовательных программ, экспертиза Общественного совета по НОК при Минобрнауки России и Минпросвещения России, экспертиза Центра ГЗГУ. К внутренним факторам относятся анкетирование студентов и сотрудников по образовательным и учебным условиям, а также аудиты учебно-методической документации, кадрового обеспечения, онлайн-курсов на портале «Цифровой университет» и раздела сайта АлтГУ «Сведения об образовательной организации» и др. Если говорить в общем, то подавляющее большинство студентов и преподавателей АлтГУ удовлетворено как образовательными, так и учебными условиями.
Основы военной подготовки
О внедрении в 2023/2024 учебном году модуля «Основы военной подготовки» доложила начальник учебно-методического управления Ольга Михайловна Крайник. Это внедрение обусловлено рядом нормативных документов, в числе которых Письмо Минобрнауки МН-5/35982 от 27.12.2022 «О направлении модуля» и Письмо Минобрнауки МН-5/36034 от 27.12.2022 «О направлении разъяснений». Модуль рассчитан на 108 часов, из них 72 часа – аудиторные занятия, оставшиеся – самостоятельная работа. Чтобы его внедрить, необходимо, помимо прочего, иметь строевой плац, тир, учебное оружие.
– Модуль может быть реализован в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Его реализация запланирована на 2024/2025 учебный год, однако в ОПОП он вводится уже со следующего учебного года. Преподаватели модуля должны иметь опыт военной службы», – уточнила Ольга Михайловна.
На данный момент решено, что реализация модуля в АлтГУ пройдет на базе Юридического института, Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма и других профильных учреждений Алтайского госуниверситета. Однако остается еще много нерешенных вопросов по организации самого обучения на этом модуле, их предстоит решить в самое ближайшее время.