Ученые Института истории и международных отношений АлтГУ д.и.н. Юрий Георгиевич Чернышов, к.и.н. Анна Дмитриевна Дерендяева, Снежанна Николаевна Исакова, Павел Владимирович Ульянов в течение мая 2023 года провели экспертный опрос в Алтайском крае и в Республике Алтай по теме «Формирование имиджа региона: роль историко-культурных символов (на примере Алтайского края и Республики Алтай)». Исследование было выполнено по гранту Российского научного фонда № 23-28-00822.
Комплексное изучение этих двух граничащих друг с другом субъектов Российской Федерации необходимо для того, чтобы более эффективно использовать их богатое и разнообразное историко-культурного наследие для повышения потенциала регионов. Кроме того, исследование способствует выявлению и систематизации наиболее важных историко-культурных символов, которые могут существенно влиять на формирование положительных имиджей «двух Алтаев».
В опросе участвовало 50 экспертов, из них 25 из Алтайского края и 25 из Республики Алтай. Более половины опрошенных имеют ученые степени кандидата или доктора наук. Перечень специализаций экспертов довольно широкий: география, история, политология, право, культурология, международные отношения, регионоведение, социология, экономика, филология, философия и т. д. Среди них есть не только вузовские ученые, но и госслужащие, депутаты, деятели культуры, журналисты, музейные работники, представители турфирм и т. д.
Уже сейчас можно сказать, что опрос, проведенный по более чем 20 аспектам темы, принес довольно много интересных оценок и полезных рекомендаций. Так, были определены ключевые историко-культурные символы «двух Алтаев», составлен «рейтинг» важных «знаковых фигур», исторических событий, памятников, зданий и даже брендов. Кроме того, экспертами были выделены слабые и сильные стороны в проведения имиджевой политики в Алтайском крае и Республике Алтай.
В ходе исследования были получены результаты компаративного анализа, касающегося установления корреляции официальных символов (герб, флаг и гимн) с имиджем территории. В целом эксперты из Алтайского края не слишком уверены в том, что герб и флаг региона в нынешнем их виде хорошо выполняют имиджевую функцию (52 % по гербу и 24 % по флагу), в то время как респонденты Республики Алтай гораздо более уверенно дают положительные оценки (80 % и 80 % соответственно).
Кроме того, в Алтайском крае, где до сих пор нет официально принятого гимна, лишь 20 % экспертов высказались об отсутствии необходимости принимать его, в то время как 88 % экспертов из Республики Алтай посчитали, что действующий в их регионе гимн хорошо способствует формированию положительного имиджа.
– Уже эта информация побуждает задуматься: может быть, стоит вернуться к вопросу об официальной символике Алтайского края, подготовить на высоком профессиональном уровне возможные варианты решений и провести широкое их обсуждение? Тем более что нынешний герб региона из-за нарушений правил геральдики не был утвержден Геральдическим советом и не внесен в Геральдический регистр. Стоит при этом вспомнить и об отсутствии гимна у нашего региона, – подытожил руководитель проекта профессор Юрий Чернышов.
Полученные результаты экспертного опроса еще обрабатываются, готовится к публикации научная статья по основным итогам.
Организаторы опроса выражают искреннюю благодарность всем экспертам, которые представили содержательные ответы и поделились ценными практическими рекомендациями.
Соб. инф.