Фото Марии ДУБОВСКОЙ
С 1997 по 2011 годы Алтайский государственный университет возглавлял доктор исторических наук, профессор, видный ученый-археолог Юрий Федорович Кирюшин. Это было переломное для страны время, но университет выдержал все испытания и удержал знамя главного вуза Алтайского края. 24 апреля Юрий Федорович посетил родной университет и принял участие в съемках фильма к 50-летию АлтГУ. «ЗН» воспользовалась этой возможностью и задала ему несколько вопросов.
– Юрий Федорович, как в лихие 90-е справлялись с университетскими проблемами?
– Я справился со всеми проблемами удивительно легко. Долги по зарплате мне удалось ликвидировать к июлю того же 1997 года. Когда коллектив уходил в отпуск, он получил все выплаты. С новым корпусом тоже решил вопрос, хотя проблем много было: пришлось 1,5 этажа кладки разбирать! Я привлек директоров заводов, нашего выпускника Николая Николаевича Николаева, директора «Зернобанка». Восстановил министерское финансирование корпуса, где-то свои деньги вкладывал. Достроил корпус, сдал его и, более того, освятил. Это было торжественно и незабываемо. Особенно верующие благодарили: сказали, им стало еще приятнее работать.
– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние исторической науки в АлтГУ?
– История всегда была востребованной. Обычно из историков формировались кадры комсомольских и партийных работников. Первый ректор по образованию был историком, я историк. Сейчас немного другая система, но все равно ребята идут на «историю», здесь всегда устойчивый конкурс. Людям хочется знать, что было, и предугадывать, что будет.
– Каким вы видите АлтГУ через десятки лет, на следующем юбилее?
– Университет будет и дальше развиваться. Он и сейчас растет, потому что есть куда расти. И потому что руководство вуза – неравнодушные люди. Я в свое время провел несколько юбилеев. В 1998-м на ректорате даже решали вопрос: проводить день рождения или нет. Все решили, что времена трудные, – людям нужно устроить праздник. И мы устроили. Оглядываясь назад, могу сказать: становление университета пришлось на трудное время. Это развал Советского Союза, отсутствие финансирования, жесточайший дефолт 1998-го. Получилось, что тот набор мы учили практически бесплатно. Но мы все равно устроили праздник. А на 30-летие мы даже арендовали Дворец спорта, потому что залы АлтГУ уже не вмещали своих выпускников. На тот юбилей я пригласил губернатора А. А. Сурикова и министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, главу Алтайского краевого Совета народных депутатов А. Г. Назарчука. Все было хорошо, но за два дня до юбилея они улетели в Ленинград на празднование 300-летия культурной столицы. Тогда я обратился к главе Сибирского федерального округа Леониду Вадимовичу Драчевскому, я его лично знал. Уговорил его приехать поздравить наш университет. А за несколько часов до торжественного заседания мне сообщили, что Леонид Вадимович улетел в Омск на совещание. Но он освободился раньше, сразу сел в самолет – и в Барнаул. Я встретил его в аэропорту, привез во Дворец спорта. Тогда он сказал слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Теперь я вижу, что вы стали настоящим классическим университетом!» Это было очень приятно.
– Тот выбор, который вы сделали в 1977 году, – он был верным?
– Верным. Я ни разу не пожалел, что переехал сюда. Даже когда я получил квартиру в Барнауле и приехал в Томск, меня проректор Михаил Петрович Кортусов спрашивает: «Получил квартиру? Так увольняйся, переезжай – мы с удовольствием примем тебя обратно». Но я не согласился: не мог подвести Александра Павловича Бородавкина.
– Что для вас самое важное за проведенные в вузе годы?
– Перед тем как я ушел с поста ректора, был объявлен конкурс на ведущие научные школы. Условие было такое, чтобы научным руководителем стал ведущий ученый с мировым именем, причем со стороны. Я уговорил Анатолия Пантелеевича Деревянко быть нашим руководителем. Подали заявку – выиграли. И за три года получили около 100 млн рублей на учреждение. И еще два года по остаточному принципу нам выделяли финансирование 30 млн рублей в год. Это было удивительно! На эти деньги мы смогли создать сильные направления, провели несколько мощных конференций, на одну из которых даже прилетал президент Татарстана.
Соб. инф.