28 июля 2023 года на 83-м году жизни умер Валерий Леонидович Миронов – выдающийся советский и российский физик, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, ректор Алтайского госуниверситета с 1986 по 1997 годы.
Валерий Леонидович – лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Почета, нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования Российской Федерации», носил высокое звание «Заслуженный ветеран Сибирского отделения РАН».
На должность ректора Валерия Леонидовича назначили в 1986 году. За время его работы ректором количество студентов увеличилось с 4,5 тыс. до 8,1 тыс., специальностей и направлений – с 9 до 35. В шесть раз стало больше докторов наук. Открыли магистратуру и докторантуру, заработало шесть диссертационных советов. Запущено издательство АлтГУ, начинает выходить научный журнал «Известия Алтайского государственного университета». При университете было открыто 4 самостоятельных научно-исследовательских института Министерства образования РФ, а также филиалы АлтГУ в Рубцовске и Белокурихе. Введены в эксплуатацию физико-математический корпус, спортивно-оздоровительный комплекс, начато строительство главного корпуса университета. Валерия Леонидовича определенно уважали, он был тем, про кого с уверенностью говорят: «Он – человек дела. Абсолютно конкретный и очень грамотный руководитель». Под его руководством работа становилась процессом становления настоящих специалистов.
Видел прогрессивно
Василий Вениаминович Белозерских, старший преподаватель кафедры вычислительной техники и электроники, замдиректора по учебной работе ИЦТЭФ и стажер-исследователь, который работал под руководством ректора АлтГУ Валерия Леонидовича Миронова и доктора физ.-мат. наук Сергея Александровича Комарова, вспоминает:
– Даже будучи ректором, Валерий Леонидович Миронов работал с молодежью. Помню, он был моим преподавателем, тогда оказал большое влияние на формирование меня как ученого. У него всегда было хорошее отношение к добросовестным студентам, он видел перспективы в людях, потому вкладывался в них без остатка, поддерживал. Задачи, которые он ставил, были масштабными. По результатам работы это, думаю, видно – столько направлений подготовки появилось, да и количество докторов наук возросло… Он прогрессивно видел, при этом опирался на свой коллектив. Его стиль управления был достаточно жестким и напористым: он четко ставил задачи, решал все быстро – того же требовал от окружающих. Это, может, кому-то не нравилось, но задачи и проблемы, которые стояли перед ним, быстро находили решение. Своей способностью управлять и прогрессивным взглядом он и развивал университет. Когда я учился на четвертом курсе, мне довелось увидеть Валерия Леонидовича в роли своего лектора. Тогда я впервые увидел классического профессора, который в непринужденной форме излагал очень сложные вещи, используя огромное количество математических формул и элементов высшей математики. Его подход вызывал в нас уважение и восторг. Он был предельно корректен со студентами, был человеком с острым умом. Потом, когда я уже был стажером и младшим научным сотрудником, мы общались в его кабинете, помню, там висела доска, на которой он рисовал основные идеи исследований, которые мне нужно было провести. За 15 минут он легко предлагал направления решений глобальных на тот момент для меня проблем. Однако при всем том уважении к студентам он достаточно жестко спрашивал. Если вдруг ты не выполнял поставленную задачу, у тебя всегда спрашивали почему. Про лень здесь, конечно, сказать нельзя было. Нужны были конкретные причины. Тогда-то я и научился быть более ответственным, стал анализировать свои промахи и планировать достижения.
Говорил веско
Всеволод Владиславович Щербинин, доцент кафедры радиофизики и теоретической физики, кандидат физ.-мат. наук, сформировался как специалист в лаборатории дистанционного зондирования, которой руководил Валерий Леонидович Миронов. Был его студентом в 1992–1998 годах:
– В этой жизни мне везет на людей, но Валерий Леонидович ярко выглядел даже на этом фоне. Если попытаться охарактеризовать его одним словом, то это будет слово «глыба». Мое уважение к нему сложно выразить. Я, пожалуй, был одним из последних людей, кто взаимодействовал с Валерием Леонидовичем в рамках работы в нашей совместной лаборатории физических проблем мониторинга агросистем. Последней нашей работой была разработка моделей диэлектрической проницаемости почв в широком диапазоне частот, которая продолжалась до конца 2016 года, когда мы вынуждены были переключиться на другую тематику в связи с отсутствием внешнего финансирования. Сама по себе эта работа началась еще в конце 1980-х годов. Задачи, которые перед нами стояли, были трудными, но так или иначе решались коллективом под руководством человека, который знал свое дело. Как руководитель он отличался жесткой (иначе не скажешь) манерой управления процессами. Его сильной стороной было умение делегировать ответственность: Валерий Леонидович ставил задачу, определял сроки ее выполнения, а дальше никак не вмешивался в работу сотрудника вплоть до отчетного семинара. Конечно, если возникали сложности, можно было обратиться к нему за помощью, но сам он никогда не вмешивался в процесс работы. При этом он пытался устранить все препятствия, мешающие работе. За результат он спрашивал строго, даже очень строго, но процесс оставлял на совести исполнителя. Впечатление производила даже его манера говорить, передать которую невозможно, – это нужно было слышать! Спокойно, веско, иногда со «льдом». В период моей учебы Валерий Леонидович был ректором университета, поэтому он сразу объявил, что учиться будем по модульной системе: с контрольными после каждой темы и выставлением итоговых оценок по набранным баллам. Спорные оценки, а также все пятерки нужно было защищать во время консультаций. Консультации проходили прямо в кабинете ректора. Так вот: за те 1,5–2 часа, которые шла консультация, никто не входил в кабинет, а телефон Валерий Леонидович предпочитал выключать, чтобы полностью погрузиться в учебный процесс. Если вернуться к той исследовательской работе, которой Валерий Леонидович занимался с конца 1980-х годов и в которой мне довелось принять некоторое участие, то следует упомянуть, что ее результаты имели международное признание: с 2012 года модель диэлектрической проницаемости почвы, разработанная в результате этой многолетней работы, стала использоваться для обработки радиометрической информации на спутнике Европейского космического агентства SMOS, предназначенном для глобального экологического мониторинга влажности почвы и солености океанской воды. При этом она заменила собой модель, разработанную группой Добсона.
Мыслил самобытно
Евгений Дмитриевич Родионов, профессор кафедры математического анализа, доктор физ.-мат. наук, проректор по научной работе АлтГУ в 1995–1997 годы:
– В 1995–1997 годах мне посчастливилось работать в команде Валерия Леонидовича в качестве проректора по научной работе АлтГУ. Это были годы бурного роста университета, а душой и двигателем всего был Валерий Леонидович. Приведу всего два примера, говорящих о масштабах этой личности. О строительных подвигах: в первые годы его руководства началось строительство главного корпуса университета, нашей свечки. Строительство велось в лихие 90-е, ежемесячно требовались значительные суммы, поэтому новый учебный корпус легко мог стать долгостроем. Но не стал благодаря нестандартным подходам и решениям Валерия Леонидовича, чему я неоднократно был свидетелем на ректоратах. К 1997 году здание было достроено. Другой пример из области подготовки научно-педагогических кадров: как-то мы были в командировке в Москве, у меня на руках – документы на открытие диссертационного совета. Вместе с Валерием Леонидовичем заходим в отдел, где решаются эти вопросы, а там оказалась группа ученых-физиков из РАН: членкоров и академиков. Валерий Леонидович с ними содержательно побеседовал. И как по волшебству вопрос был решен. Замечу, в начале славных дел Валерия Леонидовича в АлтГУ не было ни одного диссертационного совета по защите кандидатов и докторов наук, а когда он уходил, их было уже шесть. И так было во всех делах и начинаниях бывшего ректора, во все он вкладывал душу. Во многом благодаря ему АлтГУ совершил рывок в 90-е годы и стал одним из лидеров среди российских университетов.
Руководил талантливо
Виктор Владимирович Поляков, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор АлтГУ, доктор физ.-мат. наук, коллега Валерия Леонидовича Миронова:
– С Валерием Леонидовичем Мироновым я был знаком еще с Томска, он окончил в 1961 году радиофизический факультет Томского госуниверситета, а я через 10 лет, в 1971 году – физический, но по совместной работе мы стали тесно сотрудничать, когда он первый раз ненадолго приехал в Барнаул и стал заведующим кафедрой, а затем – второй раз, уже надолго, и стал ректором. Валерий Леонидович обладал редким сочетанием таких достоинств, как блестящие фундаментальные знания и талант ученого, стратегическое видение, позволявшее верно определять перспективные направления развития, и большие организационные и административные данные. Первое проявлялось, например, в том, что он при всей своей загруженности все время вел самые сложные учебные дисциплины. Он одним из первых понял значение компьютеризации, и по его инициативе в университете был создан один из первых в стране новых центров по информационным технологиям. Он установил тесную связь с предприятиями машиностроительного и радиоэлектронного комплекса, стал инициатором создания в университете крупной лаборатории порошковых материалов и покрытий, филиала АГУ на Барнаульском радиозаводе и в НПО АНИТИМ.
Именно он, работая на опережение, заложил основы такого ныне мощного направления, как аэрокосмическое зондирование, ориентированное на нужды региона. Валерий Леонидович был руководителем, который всегда поддерживал инициативу и инициаторов. Он был очень требовательным к сотрудникам, но если ты выполнял свои обещания и представлял результат, соответствовавший его требованиям (действительно исключительно высоким), то всегда получал только самое доброжелательное отношение, помощь и поддержку. По моей совместной с ним работе могу также сказать, что при сомнениях, возникавших при избраниях по конкурсу или назначениях на должности, он во всех случаях решал их в пользу преподавателя. Мне довелось длительно пообщаться с Валерием Леонидовичем в нашем деканате в его последний приезд в Барнаул в мае 2013 года, и я был тронут тем, что, вопреки прошедшим годам, он продолжал считать себя частью Алтайского университета, его искренне волновали все наши события. Безусловно, Валерий Леонидович достойнейшим образом продолжил дело первого ректора и внес очень значительный вклад в развитие образования и науки в университете и в Алтайском крае.
Полина ШЕВЧУКОВА