Индустриальное партнерство

Остановок не будет

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

Текст: Алина ФОМЕНКО

В Алтайском госуниверситете реализуется множество проектов культурной, учебной и научной тематики. Например, на кафедре вычислительной техники и электроники разработали проект автоматизации перевода трамвайных стрелок в Новосибирске.


Руководителем проекта стал старший преподаватель кафедры вычислительной техники и электроники Василий Вениаминович Белозерских. В разработке проекта участвовало три человека, все они – сотрудники кафедры, коллектив формировался специально для поступившего заказа. К тому же для академических операций разработчики привлекали студентов АлтГУ. Василий Вениаминович рассказывает:

– Проект автоматизации перевода трамвайных стрелок в Новосибирске мы закончили в 2022 году. Заявка на проект поступила к нам от муниципального казенного предприятия города Новосибирска «Горэлектротранспорт». Дело в том, что трамваи, двигаясь по маршруту, при пересечении трамвайных путей использовали устаревшую систему перевода стрелок. Из-за износа штатной системы перевода стрелок водителю из раза в раз приходилось останавливать трамвай, выходить на улицу и вручную ломом переводить стрелку. Особенно тяжело выполнять эту работу зимой или при неблагоприятных условиях, когда контакт с линией каким-то образом нарушен из-за воды или снега. Это способ эксплуатации приводил к увеличению износа системы перевода. А еще к тому, что водители стали чаще простывать из-за перепада температур. В этой связи заказчик и обратился к нам с требованием разработки системы дистанционного перевода стрелок.

Для устранения этой проблемы сотрудниками кафедры АлтГУ был придуман специальный механизм, который обеспечил возможность водителю самостоятельно, из кабины трамвая, с помощью кнопок переводить стрелки в том направлении, в котором ему необходимо. К тому же механизм исключил износ трамвайных салазок:

– Договор с МКП «ГЭТ» был заключен дважды. Итогом первого соглашения стала разработка опытной системы перевода трамвайных стрелок, то есть образца. Мы проверили систему на одной из стрелок маршрута. А уже по второму договору мы установили систему станций перевода и передатчики на все трамваи конкретного городского маршрута. Специально ездили в командировку в Новосибирск, чтобы самостоятельно установить всю систему и обучить персонал, как с ней работать. Сейчас вся работа принята в эксплуатацию – нареканий нет. На свою разработку мы даем год гарантии, если возникнут какие-то неисправности, то готовы помочь.

Как рассказал Василий Вениаминович, опыт разработки таких трамвайных систем в СФО у него уже был. Первую систему перевода стрелок установили в 1998 году. На сегодняшний день подобные разработки используются в Бийске, Томске, Красноярске. Заметим, в Барнауле система установлена почти в 300 трамваях и на 20 стрелках:

– Наше изобретение можно назвать высокотехнологичным. В разработке мы используем IT-технологии и схемотехнические решения. В проекте для Новосибирска использовались отечественные комплектующие, к тому же само производство оборудования и аксессуаров к нему происходило на алтайских предприятиях. Внедрение системы автоматизации перевода трамвайных стрелок имеет немало плюсов. Она способствует открытию новых высокотехнологичных рабочих мест на предприятии, облегчает труд водителей и обслуживающего персонала.

Проект разрабатывается индивидуально под каждый город, он трудно поддается масштабированию. Рабочей группе приходится проводить непростую научно-исследовательскую работу: расчеты, выездные работы. И вся разработка занимает около шести месяцев, а внедрение самой системы – две-три недели.

По словам Василия Вениаминовича, подобные проекты обеспечивают хорошую имиджевую составляющую АлтГУ:

– К предложениям мы открыты. Главная наша реклама – организации, которые используют нашу систему. Например, в Новосибирске хотят установить нашу систему уже на несколько маршрутов. Будем рады новым заказам и новым проектам!

383 просмотров

Related posts

Режем правильно!

Что в ДНК подснежников