День преподавателя высшей школы

Педагогика: наука, искусство, любовь

Фото Олега Александровича Ковалева

Уже в это воскресенье, 19 ноября, преподаватели университетов, институтов и академий в третий раз отметят профессиональный праздник: День преподавателя высшей школы. Учрежденный в честь дня рождения первого выдающегося русского ученого и основателя первого в России университета М. В. Ломоносова, этот праздник напоминает, что именно от педагогического труда зависит во многом будущее страны. В честь этого «ЗН» побеседовала с человеком, который всю свою жизнь посвятил и посвящает этому благородному делу, – Ольгой Петровной Морозовой, единственным доктором педагогических наук в Алтайском госуниверситете, директором Регионального центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, заведующей кафедрой ЮНЕСКО «Инновационное образование в Евро-Азиатском регионе», профессором кафедры социальной психологии и педагогического образования АлтГУ.

– Ольга Петровна, педагог – призвание, а не профессия. Или это не так?

– Я думаю, что это, скорее, риторический вопрос, который на протяжении столетий и сегодня является предметом обсуждения, многочисленных дискуссий со стороны школьных учителей, вузовских преподавателей, студентов, учащихся и их родителей, – словом, всех участников образовательного процесса. И большинство из них склоняется к тому, что педагог – это призвание.

Данное утверждение, несомненно, основывается на собственном школьном и вузовском опыте, личных примерах, высоких результатах воспитания и обучения школьников и студенческой молодежи, которое осуществляют педагоги. И в этом утверждении, на мой взгляд, огромная доля истины.

Но мне кажется, что эти два слова – призвание и профессия – неразделимы, они представляют собой единое целое, две составляющих которого не могут существовать друг без друга. Поэтому я бы сказала так: профессия педагога – это призвание! Потому что это внутреннее влечение к педагогической профессии, удовлетворение от того, что ты можешь передать свой опыт Другому, при этом обогащая его опыт. Это образ жизни, состояние души, потребность чувствовать Другого и помогать ему в его личностном и профессиональном росте. Но вместе с тем от педагога всегда требуется глубокое знание предмета и способность донести это знание до ученика, придав этому знанию личностный характер; требуется умение постоянно создавать условия для того, чтобы «запустить» у обучаемых механизм саморазвития, сформировать потребность в собственном самосовершенствовании, а еще – многое-многое другое.

Можно быть просто хорошим специалистом в своем деле, а можно стать профессионалом, «жить» своей работой, творить, открывать, достигать, воплощать. И тогда профессия становится смыслом жизни, становится призванием.

– История показывает, что педагогике не только можно, но и нужно учить. Вспомним Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Адриана Митрофановича Топорова… По-прежнему ли их идеи живы? Или с тех пор отечественная педагогика существенно изменилась?

– Несомненно, педагогике нужно учить. Вопрос только в том, что вкладывать в понятие «учить».

Учить не в буквальном смысле, «вкладывая» знания в головы обучающихся. Ведь педагогика – особая наука. Я думаю, что сам процесс освоения этой области научного знания – это процесс ее проживания, проживания открытий педагогических законов и закономерностей этой науки, «встреч» с учеными-педагогами разных эпох, проживания учебного занятия, взаимоотношений со школьниками, студентами в общем ценностно-смысловом пространстве, которое основано на открытости, доверии, рефлексивности, общем интересе, сопричастности к миру Другого.

О том, что педагогике не только можно, но и нужно учить, говорили и выдающиеся педагоги прошлого. Да, их идеи по-прежнему живы. Ведь не существует развития без преемственности. И сегодня педагогическая наука преемственно связана с педагогикой прошлого. Конечно, это не означает, что, к примеру, понимание провозглашенных ими идей, принципов и так далее остается неизменным.

И если это действительно принцип, «а не догма, он должен постоянно развиваться, обогащаться новым содержанием, отвечать социально значимым целям образования, отражать уровень самого научного знания о природе субъектной активности личности», – так справедливо утверждал К. Д. Ушинский.

– Интересно, а чем обычная педагогика отличается от педагогики высшей школы?

– Смотря что иметь в виду под «обычной педагогикой».

Педагогика высшей школы является одной из отраслей педагогики. Педагогическая наука в целом задает методические ориентиры развития любой отрасли, в том числе и педагогике высшей школы. Основными ее понятиями являются не только обучение, воспитание и образование, но также и педагогические цели, принципы, содержание, формы, методы и другое, которые наполняются специфическими содержательными характеристиками в контексте вузовской педагогики.
Если речь идет о сопоставлении школьной педагогики – самой широкой отрасли педагогической науки, – то у нее с вузовской педагогикой один предмет исследования: образовательный процесс. А вот участники этого процесса – разные. В первом случае – учителя и школьники, во втором – преподаватели и студенты. И эти участники образовательного процесса при наличии опять же общих характеристик отличаются друг от друга по своим целевым установкам, содержанию деятельности и др.

В школе изучаются основы наук, в вузе – сама наука, причем если это классический университет, то речь идет об изучении фундаментальной науки. Школьный учитель формирует у учащихся общую картину мира, ценностное отношение к окружающему миру, осуществляет общее развитие личности ребенка. Цель школы – создать условия для того, чтобы «запустить» у детей механизмы самовоспитания, сформировать личность ребенка, который смог бы успешно адаптироваться к жизни в новой социальной ситуации развития. Вуз же не только обеспечивает общее развитие студентов, формируя у них универсальные компетенции. Его назначение – подготовка высококвалифицированных, высококонкурентных выпускников, способных успешно работать в различных сферах экономики, образования, культуры. Основная миссия вуза состоит в том, чтобы помочь каждому абитуриенту найти свое призвание, всесторонне раскрыть его таланты и создать условия для полноценного личностного и профессионального роста.

Преподаватель вуза одновременно и ученый. Выступая «полпредом» той или иной отрасли научного знания, он стремится презентовать студентам результаты своей научно-исследовательской деятельности, подвергнув их предварительной дидактической обработке и включив в содержание обучения. Он постоянно, создавая особый поисковый режим, вовлекает студентов в процесс научного сотворчества, стимулируя их к активному участию в научном исследовании и выступая при этом для них как значимый Другой, который стилем своей профессиональной деятельности, отношением к науке, к своему Делу, всем своим образом жизни демонстрирует эталонные модели своего поведения в профессии. В данном случае срабатывают важные психологические механизмы, обеспечивающие интенсивность и качество процесса профессионального самоопределения студентов, стремление стать подлинным профессионалом, формируется установка на перманентное изменение себя и достижение инновационных результатов своей профессиональной деятельности.

– А как у нас в университете развивается сегодня педагогическое образование?

– Прежде всего надо сказать, что педагогическая кафедра в АлтГУ была создана практически с момента его открытия. Некоторые факультеты в разные годы занимались подготовкой учителей. У истоков организации педагогического направления в вузе стояли П.П. Костенков, Ю.В. Сенько, Г.В. Лаврентьев, Л.И. Мельникова, Т.А. Исаева и др. В 2009 году были открыты программы магистратуры по нескольким педагогическим направлениям. Этими учеными была создана серьезная методологическая, научно-теоретическая и практическая база для дальнейшего развития педагогического образования в университете, который обладает богатым ценностным потенциалом для решения этой стратегической задачи в регионе. И сегодня педагогическое образование в АлтГУ, которое осуществляет институт гуманитарных наук в составе кафедры социальной психологии и педагогического образования, различных предметных кафедр, охватывает все его уровни: от бакалавриата и магистратуры до аспирантуры.

В 2021 году АлтГУ стал победителем конкурса на право реализовывать Федеральную инновационную площадку. В настоящее время создана концепция развития педагогического образования в АлтГУ в рамках ФИП «Новые модели педагогического образования в университете». При этом миссия Алтайского госуниверситета в модернизации педагогического образования связана с реализацией его роли как крупного научно-инновационного, образовательного и культурного центра Сибирского региона, детерминируемой его уникальной спецификой в удовлетворении потребностей Алтайского края в высококвалифицированных кадрах новой эпохи, лидерах образования как инновационном ресурсе развития образовательной отрасли. Сегодня в университете мы реализуем три модели педагогического образования.

Первая – традиционная модель педагогического образования, качественно преобразованная в контексте межнаучной и междисциплинарной парадигмы с учетом особенностей классического университетского образования, реализуемая с помощью программ бакалавриата с двумя профилями подготовки. Их особенность, в отличие от аналогичных программ, осуществляемых сегодня в большинстве педвузов, заключается в том, что оба заявленных профиля программы реализуются в тесном интеграционном единстве друг с другом, тем самым развивают у будущих учителей системное профессиональное мышление, целостное научно-педагогическое знание и как результат – способность такого выпускника конструировать содержание школьного образования в принципиально новом формате, открывающем учащимся многообразные системные связи в окружающем мире и формирующем системно-целостный взгляд на изучаемые процессы и явления.

С другой стороны, новое качество данной модели привносится за счет осуществления новых подходов к обеспечению целостности этапов профессионального становления педагогов в преемственных связях «школа – вуз – школа». Особое внимание мы уделяем довузовскому этапу педагогического образования. Речь идет о разработке индивидуального образовательного маршрута ученика как будущего педагога в преемственных связях «школа – вуз – школа», в ходе которого будет осуществлена целевая подготовка «штучных» учителей из числа школьников, обладающих педагогическими способностями и проявляющими высокий познавательный интерес к той или иной предметной области, в специально созданных на основе взаимодействия преподавателей вуза и педагогов школы условиях. Это позволит в значительной мере решить проблему подготовки учителей нового типа и обеспечить школы и учреждения дополнительного образования кадрами, способными выполнить миссию педагога, ответственного за будущее страны.

Вторая – модель педагогического образования, имманентно присущая классическому университету, в рамках которой мощная фундаментальная подготовка студентов – выпускников бакалавриата (владение ими на глубоком научном уровне содержанием предметной области) сочетается с глубокой психолого-педагогической подготовкой на уровне магистратуры. Обучение в педагогической магистратуре «педагог современной школы» построено таким образом, что ее выпускники смогут успешно работать в инновационных школах, профильных классах, с одаренными и талантливыми детьми, осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью не только учащихся, но и педагогического коллектива школы; обладать важнейшими лидерскими качествами. Выпускники педагогической магистратуры – это резерв «элитных» педагогов, формирующих будущую интеллектуальную элиту общества, в которых сегодня регион испытывает особую потребность.

Третья – модель педагогического образования, в рамках которой осуществляется обучение по индивидуальному образовательному маршруту в системе профессионально-педагогической подготовки (профессиональное самоопределение в университете с выбором педагогической профессии). Специфика данной модели, связанной с самоопределением в вузе, заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остался незавершенным и может быть переосмыслен и пересмотрен с учетом нового опыта. Студентам предоставляется возможность формировать индивидуальный маршрут обучения, осуществлять выбор дополнительного профиля к универсальному ядру и ядру УГСН образовательной программы на 3-м и 4-м курсах, менять направление обучения не только в бакалавриате, но и после его окончания.

Развивая педагогическое образование в университете в рамках программы «Приоритет-2030», мы реализуем проект «Учитель будущего», в котором также продолжается апробация перспективных и опережающих моделей подготовки инновационных педагогических кадров в системе непрерывного классического университетского образования. На мой взгляд, одним из самых интересных направлений данного проекта выступает создание цифровой социально ориентированной платформы «Учитель будущего», позволяющей воплотить в массовую педагогическую практику принцип непрерывного образования всех участников образовательной экосистемы региона за счет размещения в информационно-коммуникационной сети Интернет инфраструктуры, имеющей постоянно изменяющееся содержание цифрового ресурса в зависимости от образовательных потребностей участников платформы. Платформа станет своеобразным организатором совместной деятельности субъектов образовательной экосистемы региона в условиях единой информационной среды и будет способствовать укреплению профессионально-педагогического сообщества края, формируя стратегию взаимного обучения, повышая уровень мотивации к непрерывному педагогическому образованию.

Таким образом, наш вуз вносит существенный вклад в развитие педагогического образования региона, дополняя систему профессиональной подготовки педагогических кадров за счет реализации своего ценностного потенциала в интеграции с педагогическим образованием.

– Как цифровизация сказалась на педагогическом процессе? Насколько эффективно дистанционное образование и другие, так скажем, следствия цифровизации в образовательной сфере?

– Цифровизация – одна из ведущих тенденций развития нашего общества в целом и системы образования в частности, которая быстрыми темпами обретает все более устойчивый характер.

Невозможно прогресс повернуть вспять.

Я думаю, что к цифровизации в образовании, в педагогическом процессе, как и к любому явлению, нужно относиться диалектически. С одной стороны, она, вне всяких сомнений, интенсифицирует процесс обучения. Реализация ее возможностей преподавателями позволяет усилить интерес к изучаемой дисциплине, рассматривать, к примеру, очень быстрые или очень медленные процессы, которые невозможно наблюдать в реальных учебных условиях, визуализировать с помощью компьютера изучаемые явления и процессы, нелинейно структурировать содержание учебного материала, хранить большие объемы информации и др.

Эти и другие позитивные характеристики цифровизации, в частности использование информационно-коммуникационных технологий в профессионально-личностном развитии будущих педагогов, были раскрыты в диссертационном исследовании Т.Н. Райских, выполненном под моим руководством в 2009 году.

Хотелось бы привести еще один пример из своей вузовской педагогической практики. Мы со студентами – будущими учителями – еще в конце 1990-х коллективными усилиями создали фрагмент электронного учебника по педагогике, который имел гипертекстовую структуру, оптимизируя межпредметные связи и формируя при этом системное мышление у обучающихся; различные видеосюжеты, видеоролики, фрагменты фильмов, художественных произведений о школе и др. Структурно электронный учебник оказался идентичным нормативному учебнику по педагогике, выполненному на бумажном носителе. Но только структурно. Содержательно же во многом он был написан другим, в большей степени художественным языком, языком искусства и др. Работа студентов с электронным учебником по педагогике превзошла все ожидания. Серьезно усилилась мотивация на изучение данной дисциплины, дальнейшую работу в школе, возросла активность будущих педагогов на учебных занятиях и в процессе самообразования, отмечалось новое видение педагогической действительности, панорамное мышление и т. п.

На мой взгляд, в ряде случаев доказало свою эффективность и дистанционное образование, особенно в период пандемии, болезней студентов, обучение студентов с ОВЗ и др. В данном случае оно, конечно, прежде всего выполняло своего рода компенсаторную функцию, восполняя имеющиеся у обучаемых пробелы.

Хотелось бы сказать, что сегодня у нас есть также интересные идеи по поводу использования технологий виртуальной и дополненной реальности в подготовке будущих учителей. Думаю, что в ближайшее время мы сможем приступить к воплощению этих идей.

Но если подходить, опять же, с точки зрения диалектики, есть и другая сторона цифровизации. Использование информационных технологий никогда не сможет заменить живое общение участников педагогического процесса. К тому же я не понимаю тех преподавателей, которые строят свою лекцию исключительно как презентацию учебного материала на компьютере, забывая о том, что данное техническое устройство – лишь средство в руках педагога. Более того, исследователями доказано и мой педагогический опыт это подтверждает: восприятие одного и того же учебного текста на электронном носителе и бумажном носителе оказывается разным. В первом случае смысл прочитанного оказывается не столь глубоким в сравнении со вторым.

Полагаю, что во всем должна быть гармония. При этом в педагогике гармония понимается как отсутствие определенного рода противоречий. Должна быть гармония между использованием цифровых технологий в процессе обучения студентов и словом преподавателя. Нужно дозированно использовать эти технологии, сохраняя баланс между компьютером и деятельностью Человека. Помните, как у Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? Очень важно избежать этого и, используя цифровые технологии, сохранять человеческое в Человеке.

– Вы директор Регионального центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Поделитесь его ключевыми результатами. Какую роль играет ЦППКП в педагогическом сообществе Алтайского края?

– Накануне 20-летнего юбилея, который ЦППКП будет отмечать в конце этого года, хотелось бы подчеркнуть, что за это время Центр многого достиг, и скоро мы расскажем о наших ключевых результатах более подробно. Он по праву стал крупным инновационно-образовательным центром в системе ДПО как во всем Алтайском крае, так и за пределами региона. Подтверждением этому являются высокий уровень и качество реализации наших программ ДПО, а также многочисленные отзывы наших слушателей, представляющих различные образовательные организации, и благодарственные письма от их работодателей.

Нами реализовано более трехсот дополнительных профессиональных программ по различным приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий для ППС вузов России, педагогических работников образовательных организаций СПО, а также школьных учителей.

За эти годы ЦППКП стал узнаваем в педагогическом сообществе Алтайского края. Во-первых, преподаватели всех алтайских вузов прошли обучение в нашем Центре по программе профессиональной переподготовки «Педагогика высшей школы». Для педагогических работников колледжей края были реализованы программы ДПО педагогической и предметной направленности.

Университет всегда взаимодействовал со школами региона, осуществляя работу с одаренными учащимися, вовлекая их в процесс научно-исследовательской деятельности, организуя предметные олимпиады для школьников и др. Однако только в 2012 году по инициативе нашего Центра началась в этом плане системная работа, которая была связана не только с решением выше указанных задач. Мы начали масштабное повышение квалификации и профессиональной переподготовки для учителей региона. За эти годы мы обучили более 2 500 школьных педагогов и педагогических работников колледжей региона. Хотя очень непросто выдерживать конкуренцию, когда обучением педагогических работников занимается и педагогический университет, и АИРО им. А.М. Топорова, и даже РАНХиГС. Но нашим преподавателям это удается за счет разработки и реализации уникальных дополнительных профессиональных программ, связанных с проблемами воспитания будущей интеллектуальной элиты нашего региона и общества в целом, использования инновационных технологий подготовки школьников к ОГЭ, ЕГЭ, цифровизации и др. Сегодня, помимо прочего, Центр успешного реализует программы ДПО в рамках Национального проекта «Демография».

– Ольга Петровна, давайте порассуждаем. Как вы думаете, за чем будущее педагогики? Какими должен быть педагог XXII века?

– Давать прогнозы всегда трудно, тем более сегодня, в эпоху столь динамичных перемен, когда нарастает информационная насыщенность бытия, а будущее выглядит гораздо более неопределенным и менее гарантированным. Ситуация осложняется еще и тем, что педагогика – это такая наука, которая всегда в кризисе, ибо то, что было актуально вчера, сегодня ушло уже в прошлое. На чем основан любой прогноз, в том числе и в области педагогики? Ну, конечно, на анализе тех тенденций, которые мы фиксируем в развитии педагогической теории и практики. И в этом смысле я абсолютно солидарна с высказыванием немецкого ученого Д. Дернера, который утверждал, что характеристики динамики системы, тенденции ее развития значат много больше, чем нынешнее состояние. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, будем исходить из тех тенденций, которые отмечаются в развитии современной педагогической науки и практики.

Несомненно, развитие педагогики как науки будет идти по пути интеграции, усиления целостности изучаемых процессов и явлений, осуществления перехода к конвергентному подходу в содержании педагогического образования. В последнем случае мы имеем в виду интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания. Педагогика все активнее будет обращаться не только к содержанию таких наук, как философия, психология, социология, герменевтика и др., но и к физиологии, медицине, математике и др. С другой стороны, педагогика интенсивно будет вносить вклад в решение проблемы гуманитаризации естественно-научного образования, связанной с усилением роли человеческого фактора в содержании естественных наук. Недавно в России был издан «Атлас педагогических профессий и ролей», многие из которых, по замыслу авторов пособия, уже востребованы сегодня и у которых – большое будущее. Например, тьютор, модератор, игропедагог, организатор проектного обучения, разработчик образовательных траекторий и др. Такая дифференциация педагогических профессий представляет определенный интерес, но, на мой взгляд, в данном случае оказывается утраченной целостность самой профессии педагога. Ведь он должен одновременно выполнять несколько ролевых позиций, поскольку личность не воспитывается по частям и воздействие на нее должно быть оказано целостно одномоментно.

Думаю, что будет расширяться тезаурус выпускников – будущих педагогов за счет отражения в научных понятиях сложных процессов модернизации образования. Предстоит реализовать одно из функциональных назначений научного понятия – служить базой для постановки проблем, быть средством надситуативной активности личности, ее вопрошающего мышления.

Надо понимать, что существующие методы исследования в педагогике взяты из арсенала естественных наук. А педагогика – это область гуманитарного знания. Например, функцию описания имеющимся в нашем распоряжении понятийным аппаратом реализовать невозможно (так, тренинг надо или прожить, или использовать средства, лежащие вне науки: средства художественного описания, герменевтики и др.).

Если говорить о тенденциях развития педагогики далее, то, конечно, необходимо сказать, что уже сегодня появилась цифровая дидактика. А это значит, что и дальше цифровизация будет становиться неотъемлемой составляющей педагогической деятельности. Технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности откроют новые, уникальные возможности подготовки педагогических кадров.

Будет и далее утверждаться тенденция усиления практико-ориентированной направленности обучения. Все активнее акцент будет смещаться с теории на реальные проекты учащихся, студентов, хотя при этом, я убеждена, требование высокого уровня методологической культуры, владения фундаментальным знанием, позволяющим решать не узкопрофессиональные задачи в конкретной ситуации, а целые классы, типы производственных задач, останется незыблемым.

Практико-ориентированная направленность обучения будет проявляться и в интенсивном внедрении так называемого кастомизированного подхода к реализации образовательных программ при подготовке педагогических (как, впрочем, и других) кадров с учетом требований конкретных работодателей с их последующим трудоустройством в эту организацию. Таким образом, будет усиливаться и индивидуализация образования, персонализированное обучение.

Сегодня идет много дискуссий, обсуждений среди ученых, педагогической общественности, обучающихся и их родителей по вопросу, каким должен быть педагог будущего. В дополнение к этому могу сказать следующее: педагог будущего – это тот, кто способен отождествлять себя с учеником, кто постоянно озабочен учебной рефлексией школьников, студентов, кто не отдает готовые знания, а проходит с обучающимся путь их порождения в культуре, профессии, кто обеспечивает учащимся, студентам возможность идентифицировать себя с учителем, преподавателем, тот, кто проявляет демонстративность, умение презентовать себя, инструктивность, модельность поведения, технологичность, открытую позицию, кто способен к личностному и профессиональному росту, владеет средствами описания своей деятельности в передаваемых другим педагогам формах.

И еще, пожалуй, самое главное. Говорят, что педагогика – это наука и искусство. А в 1996 году в свет вышла книга одного из моих любимых учителей Олега Анатольевича Казанского, доцента Новосибирского государственного педагогического института, выпускницей которого я являюсь. Книга с удивительным названием «Педагогика как любовь».

Поэтому и вчера, и сегодня, и завтра, какие бы перемены ни происходили, педагогика всегда будет существовать как Наука, Искусство и Любовь. Любовь к жизни, окружающему миру, любовь к своим ученикам и учителям.

Дорогие друзья! Пользуясь случаем, я хочу искренне поздравить всех своих коллег-преподавателей с нашим профессиональным праздником! Всех тех, кто в архисложных условиях остается беззаветно преданным своему Делу – воспитанию будущих профессионалов. Выдержки, терпения, душевных и физических сил и, конечно, вдохновения в нашей нелегкой работе, уважаемые коллеги!

Блиц

Любимый педагог?

В. А. Сухомлинский.

Любимая книга/фильм на тему педагогики?

Г. Полонский. «Доживем до понедельника».

Любимая цитата, отражающая ваше жизненное кредо, профессиональную мировоззренческую установку?

«На том стою и не могу иначе…» (Мартин Лютер)

Соб. инф.

Фото Олега Александровича Ковалева

355 просмотров

Related posts

Восхищать и удивлять