Фото Марии Дубовской
В 2023 году в АлтГУ началась реализация проекта РНФ «Власть и общество в Степном крае Российской империи: эволюция практик взаимодействия (XIX – начало XX вв.)». Он посвящен изучению и анализу механизмов взаимодействия органов государственной власти как на центральном, так и на региональном уровне в Степном крае –территории, большая часть которой сегодня входит в состав Казахстана. «ЗН» пообщалась с Юлией Александровной Лысенко – заведующей кафедрой востоковедения и руководителем проекта.
– Как возникла идея проекта?
– Идея проекта связана с уникальностью историографической ситуации. Сегодня в исторической науке имеется достаточно много исследований, посвященных политике Российской империи в Степном крае и Туркестанском генерал-губернаторстве. Достаточно детально изучены административная политика в регионе, судебная и налоговая реформы, а также крестьянское переселение в конце XIX века. На таком же высоком уровне исследованы вопросы истории казачества, этапы формирования Западно-Сибирского и Туркестанского военных округов. Таким образом, мы видим, что внимание уделяется истории различных аспектов администрирования центральноазиатских окраин Российской империи. Однако, как осуществлялось взаимодействие органов государственной власти непосредственно с населением Степного края – отдельными гражданами, общественными и профессиональными объединениями, религиозными общинами, – остается за рамками внимания исследователей. А как же население реагировало на реформирование региона? Какие проблемы возникали у него в процессе трансформации традиционных социальных отношений? Какие аспекты жизни общества становились предметом взаимодействия между ними и властью? Какие механизмы взаимодействия практиковали? И самое главное, удавалось ли решать возникающие проблемы конструктивно? Именно весь спектр данных вопросов и собираемся проанализировать в нашем проекте.
– Какие аспекты взаимодействия между властью и обществом Степного края были актуальны?
– Первый аспект – религиозный. Регион был поликонфессионален. Но большую часть его населения составляли казахи-мусульмане. В Российской империи духовные дела мусульманских общин находились в компетенции специально созданного в конце XVIII в. Оренбургского мусульманского духовного собрания. В его компетенции находились вопросы назначения мулл на должности в мечети, открытие духовных школ, строительство мечетей и т. д. Однако казахи Степного края были изъяты из компетенции Оренбургского мусульманского собрания, их духовные дела были переданы в Департамент Духовных дел иностранных исповеданий МВД, поэтому на региональном уровне Степному генерал-губернатору, военным губернаторам Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской областей приходилось решать вопросы духовной жизни казахов-мусульман. К их числу относились вопросы открытия мечети или духовной школы, паломничества к святым местам в Мекку и Медину, открытия в регионе мусульманских религиозно-просветительских общественных организаций. Для этого нужно было получить соответствующее разрешение органов власти и пройти ряд законодательных процедур.
Второй аспект – это взаимодействие местных органов власти с органами местного самоуправления, которые активно создавались в Степном крае после городской реформы 1874 г.
Нам удалось выявить, что городские думы и управы активно контактировали с властными структурами по вопросам развития городской инфраструктуры, улучшения санитарного состояния городов, развития медицины и школьного образования и т. д.
Третий аспект, который мы изучаем в рамках проекта, – взаимодействие власти с общественными организациями Степного края. Это и региональные отделения Красного Креста, отделения Российского императорского географического общества, Общества помощи бедными, различные благотворительные организации и организации культурно-просветительского характера. Как свидетельствуют источники, региональное руководство и чиновники являлись членами многих общественных организаций, принимая самое активное участие в их деятельности.
Стоит также отметить, что XIX век активно осваивался русскими: сначала была казачья колонизация, затем крестьянская. В процессе освоения этого региона вставал вопрос наделения переселенцев землей. Эта земля, конечно же, изымалась от казахского населения, из-за чего в Степном крае резко обострился вопрос казахского землепользования. Казахское население, как свидетельствуют источники, достаточно активно обращалось в региональные органы власти с жалобами, прошениями и ходатайствами разобраться в неправомерных действиях чиновников регионального Переселенческого управления. Органы региональной власти должны были на них реагировать, они проводили служебные проверки, устраивали выездные комиссии, чтобы решить тот или иной земельный спор в пользу переселенческой деревни или казахов.
– Какие цели преследует проект?
– Наша цель – показать, что как коренное, так и переселенческое население Степного края, в общем-то, было не бесправным. Населению региона предоставлялась масса возможностей для решения своих социальных проблем в области землепользования, медицины, образования, духовной жизни. Нам удалось выяснить, что, например, если казахская община, обратившаяся в региональные органы власти, была недовольна их решением, она могла его обжаловать в вышестоящей инстанции – профильном министерстве, Министерстве внутренних дел или Правительствующем сенате. В последнем даже был отдельный департамент, рассматривающий жалобы граждан населения на решения, которые принимали областные или уездные администрации. По закону Сенат рассматривал жалобу в течение полутора-двух месяцев. Если что-то было непонятно с законодательной точки зрения, сенаторы обращались в профильные министерства с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию. Помимо Правительствующего сената, особенно в конце XIX – начале XX века, казахи с просьбой отменить решение региональных органов власти жаловались и в Государственную Думу, и императору Николаю II. Нами выявлены документы, подтверждающие факт того, что имели место случаи отмены решений региональной администрации. Эта возможность обжаловать решение органов власти как раз свидетельствует о том, что система их взаимодействия с населением Степного края была достаточно демократичной.
– Кто, помимо вас, участвует в проекте?
– Один из важных моментов проектов РНФ – участие в нем молодых исследователей. В моем проекте работает четыре человека: два исследователя с исследовательским стажем, включая меня, и два молодых, которые только окончили аспирантуру. Для молодых исследователей это прекрасная возможность набрать материалы, работая в архивах, для своих кандидатских диссертаций. Например, Ольга Евгеньевна Гундова изучает взаимодействие органов власти с политической элитой края в начале XIX века. До 30-х годов XIX века казахи считались полуавтономными, в казахских жузах сохранялась ханская власть. И важным аспектом взаимодействия с политической степной элитой являлись депутатские миссии в Петербург к императорскому двору, историю которых Ольга изучает. Еще один молодой исследователь – Анна Игоревна Власова, которая изучает историю взаимодействия органов власти с общественными организациями, в частности с отделениями Красного Креста.
– Какие итоги по гранту уже можно подвести в этом году?
– После завершения пандемии и открытия границ мы наконец-то смогли попасть в Центральный государственный архив Республики Казахстан в городе Алматы. Туда мы выезжали с Ольгой Гундовой, работали с фондами этого архива две недели. Нам он важен, так как в нем хранятся все материалы делопроизводства Канцелярии Степного генерал-губернатора и канцелярий военных губернаторов Акмолинской и Семипалатинской областей. В этом архиве мы выявили огромное количество документов, которые помогают нам реконструировать основные аспекты взаимодействия власти с населением и механизмы решения проблем. Мы также узнали, насколько часто население обращалось к власти, каков характер его петиций, ходатайств и так далее. Второй архив, в котором нам посчастливилось побывать, – Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Там мы узнали много о проблемах религиозной жизни населения Степного края, а также изучали документы Министерства земледелия и государственных имуществ, которые позволили проанализировать проблемы землепользования казахского и русского переселенческого населения региона.
В этом году мы уже подготовили три статьи, которые опубликованы в рейтинговых журналах: «Журнале фронтирных исследований», «Вестник НГУ. Серия: История и филология», «Известиях Алтайского государственного университета». В общем, уже сейчас мы достаточно продуктивно проанализировали большое количество источников. По итогам второго года выйдет монография, в которой мы уже детально осветим все аспекты темы нашего проекта.
Артем ФЕДОТОВ