День добровольца

Когда общество будет здоровее?

Фотографии Марии ДУБОВСКОЙ

Во всем мире 5 декабря отмечается важный праздник – День добровольца. «ЗН» узнала, какие программы реализуются учеными Алтайского госуниверситета для центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Про две самых значимых рассказывают доценты кафедры социальной и молодежной политики АлтГУ, кандидаты социологических наук Светлана Георгиевна Чудова и Ирина Владимировна Антонович.

Светлана Георгиевна объяснила, в чем общественная значимость ее проекта «Наставник».

«Наставник»

Проект «Наставничество» реализуется общественной организацией «Отклик» с марта 2021 года в партнерстве с Министерством образования и науки Алтайского края при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда «Солнечный Город» (г. Новосибирск). Проект «Наставник» направлен на удовлетворение базовых потребностей ребенка, который живет в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (ранее – детские дома). В этих учреждениях хорошо заботятся о детях, обеспечивают их материально, но потребность в привязанности не удовлетворяется. Траектория жизни у таких детей довольно печальная: многие из них социально не адаптированы, им не хватает точки опоры. Наставник – как раз тот самый близкий человек, который обеспечивает принятие и понимание, формируя доверительные отношения. В проекте участвуют центры помощи детям, некоммерческие организации, в том числе организация «Отклик», которой руковожу я, благотворительные фонды. Мы ищем наставников, обеспечиваем их подготовку и сопровождение. Для них организована работа с психологом, проводятся супервизии, дополнительное обучение, совместные мероприятия. Наставник должен развить стойкость, безоценочность, честность, предсказуемость, стабильность, умение выстраивать коммуникацию, справляться с трудностями. Основная суть проекта «Наставничество» в том, что взрослый волонтер становится наставником подростку из детского дома, поддерживает его в различных ситуациях и помогает ему подготовиться к самостоятельной жизни. Стать наставником для ребенка с такой нелегкой судьбой – очень ответственное решение. Это дружба и поддержка практически без срока, наставник сопровождает и помогает подопечному и после выпуска из учреждения. Именно поэтому наставник проходит специальную подготовку, поддерживающее обучение, пары сопровождают психологи проекта.

Как найти наставника

Задача по поиску наставника оказалась не из легких: мы размещали баннеры, раздавали листовки, расклеивали объявления в спортзалах, лифтах, выкладывали тематические посты в социальных сетях, привлекали СМИ. Таких людей, которые увидели, заинтересовались, поняли, что наставничество им подходит, набралось около 500. На сегодняшний день пар (наставника и подопечного) – 49, всего 10 % от тех, заинтересовался проектом. После того как кандидат в наставники заполнил анкету, мы приглашаем его на обучение. Проводим два тренинга, рассказывающие про наставничество: кто такой наставник, чего мы ожидаем, рассматриваем психологию сиротства. После этого человек принимает взвешенное решение: готов ли он стать наставником. Есть и формальные требования: возраст – не менее 24 лет, отсутствие судимости. Бывает, что мы понимаем: формально человек подходит, а неформально – нет. Например, выражает желание «потренироваться» перед тем, как стать замещающим родителем. Или у него есть приемные дети, многодетная семья, которым нужно уделять много времени. К тому же мы не берем людей, которые хотят облегчить чувство горя от какой-то трагедии: потеря ребенка, близкого человека. Важно понимать, наставник – друг, не родитель. Наконец, анкетируем самих воспитанников, чтобы установить их темперамент, характер и таким образом подобрать подходящего наставника.

Наставник – кто он

Наставничество – это всегда про дружбу и поддержку. Проект создан для того, чтобы у ребенка-сироты появился настоящий старший друг, который поможет ему адаптироваться и узнать жизнь за пределами детского дома, который станет настоящей опорой и сильным плечом. Жизненный опыт и душевное тепло взрослого помогут справиться с взрослением тому, кто нуждается в этой помощи.

Наставники по социальному статусу разные: руководители, воспитатели, преподаватели, бизнесмены, государственные служащие и многие другие. В проекте участвует 8 мужчин, чему мы очень рады. Сейчас активно стали приходить на обучение молодые люди – до 30–32 лет. После прохождения всех этапов наставник и подопечный встречаются на территории учреждения. Формируется пара и начинает развиваться конкретная история индивидуального наставничества. В проекте разработаны чек-листы, как интересно можно проводить время с подопечным. Дети с 14 лет имеют право на 2–3 часа выходить за пределы центра. Это значит, наставник может забрать ребенка погулять, сводить в кафе, посмотреть кино. Спустя какое-то время может оформиться гостевой режим. Такое разрешение оформляется в органах опеки, справка туда нужна круче, чем на права! Органы опеки проверяют место жительства, опрашивают соседей, и после этого оформляется гостевой режим. По опыту, на оформление этого режима уходит 3–4 месяца, а то и полгода. Очень важно, чтобы наставник сумел объяснить ребенку, что можно делать в его доме, а что нельзя. То есть установил личные границы.

Эффекты для университета

Для АлтГУ эта программа полезна тем, что мы привлекаем в работу студентов-волонтеров. Помимо того, уже написано несколько бакалаврских работ, две магистерские диссертации по теме наставничества. Эта практика изучается в рамках курса «Профилактика социального сиротства» для студентов по направлению подготовки «социальная работа». Он направлен на то, чтобы ребенок не стал сиротой, а если все-таки стал, то какие действия нужно применить, чтобы круг социального сиротства не продолжился.

С заботой о каждом

Для наставников проводится индивидуальное сопровождение и супервизии – совместные встречи с обсуждением их проблем. Например, ребенок не понимает свои потребности, потому что об этом у него никто и никогда не спрашивал. Отдельных наставников это обескураживает. Мы начинаем прорабатывать такую проблему: говорим, что нужно подавать пример ребенку, тогда он по аналогии со взрослым начнет заявлять о своих желаниях. Или еще одна частая проблема: ребенок обманывает, что зачастую происходит из-за его желания быть лучше в глазах наставника. Мы всегда работаем и с детьми: объясняем, что наставник – это не спонсор и не тот, кто заберет домой.

Также мы организуем мероприятия для наставнических пар: пикники, встречи за настольными играми, организованные благодаря ВТБ велозабеги, выездные интенсивы, новогодние мероприятия и другие. Наша заявка получила поддержку Фонда президентских грантов, теперь у нас появится мерч: футболки, настолки и так далее. Помимо прочего, ежегодно мы проводим и такое исследование: спрашиваем у персонала центров помощи детям о состоянии подопечных, опрашиваем самих детей и их наставников. В анкете есть такой вопрос: «Что бы ты хотел сказать наставнику?» Ответы – очень душевные, надеюсь, помещу эти фразы на наши новогодние открытки.

Для наставников же был такой вопрос: «Если бы я не стал наставником, то…» Мне запомнилась одна фраза: «… то я не узнала бы Свету».


Ирина Владимировна Антонович объяснила, в чем общественная значимость ее проекта «Поколение выбор».

«Поколение выбор»

Проект «Поколение выбор» реализуется благодаря фонду «Открывая горизонты», который работает с 1915 года. Наша основная задача – помочь подросткам в профессиональном самоопределении.
Программа включает в себя развивающие игры по навыкам XXI века, тренинги по шагам осознанного выбора, экскурсии-квесты на предприятия, встречи с представителями различных профессий, общие мероприятия начала и завершения цикла программы. Благодаря играм дети учатся креативно мыслить, самостоятельно принимать решения, коммуникации. На экскурсиях ребята знакомятся с профессией, видят, как работают люди. Например, в прошлом месяце мы посетили мастер-класс по приготовлению итальянской пиццы и капкейков. Он прошел в студии кондитерского мастерства «Глазурь» под руководством Анастасии Неизвестных и Екатерины Тюриной. Ребятам рассказали о работе повара-кондитера и совместно сделали блюда. Дети непосредственно участвовали в процессе: взвешивали муку, просеивали ее, делали капкейки, украшали их и конечно же попробовали готовые блюда! К тому же мы ездили на экскурсию в «Ренессанс Косметик». На предприятии можно было увидеть полную технологическую цепочку производства.

Куратором быть непросто

Моя задача как куратора найти заинтересованных людей, которые будут сотрудничать, иногда безвозмездно, например ребята из «Глазури», скоординировать работу волонтеров, удержать их в работе, найти контакт с воспитанниками, заинтересовать их в процессе игры и многое другое. В этой программе я нахожусь с сентября 2023 года, тоже учусь, нарабатываю навыки, новые компетенции. Но у меня хорошие помощники, это команда волонтеров. В проведении программы принимают участие добровольцы, корпоративные волонтеры Rostic’s (KFC) и неравнодушные люди, желающие помогать подросткам в самоопределении.

Волонтерство – важно

На нашей кафедре мы занимаемся волонтерством и добровольчеством уже много лет. Помимо курса «Благотворительность и добровольчество», ребята вовлечены и в другие проекты. Мы знаем, что в этом году, согласно поручению Президента России, в образовательные программы высшего образования включили курс (модуль) программы «Обучение служением». «Обучение служением» – это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач. На сегодняшний день в более 100 российских университетах и колледжах запущена эта программа.

В игры играть!

Игра, которую мы проводили недавно: «Агентство Мистериум». Это такая мистическая история, в которой исчезает весь город. Задача ребят – сыграть в настоящих детективов. Они проводят расследование, внимательно изучают улики и выстраивают логическую цепочку событий. Потом они разбиваются на группы, им дается материал с ответами на некоторые вопросы. Он помогает им восстановить все события. После этого организовывается обсуждение с результатами. Причину исчезновения мы узнаем в конце. Или, например, игра по стартапам. Им дается некий денежный капитал, вспомогательные материалы и задача: сделать дизайн футболок, открыть точку питания либо спортивный зал. Дети пытаются основать свой бизнес. Все это позволяет активно развивать навыки критического мышления, анализировать информацию и принимать взвешенные решения. Задача ребят-волонтеров – ввести детей в игру и направить ее в нужное русло. Выбор профессии исходит от интересных историй и успешных людей. Конечно, мы спрашиваем и ребят, что было бы интересно им. И у нас есть уже некоторые запросы, например: художники и экскурсия на Бочкаревский пивоваренный завод.

Наши партнеры

Наша деятельность осуществляется в рамках договора с Алтайской краевой общественной организацией «ОТКЛИК». На сегодняшний день мы работаем с четырьмя центрами помощи детям, оставшимся без попечителя родителей. Отдельные партнеры появляются в процессе. Например, Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В. Я. Шишкова. В этом году мы заключили договор о сотрудничестве и провели на их базе открытие программы. Помещение они предоставили нам безвозмездно. Также есть замечательная художница – Наталья Есикова, у нее есть своя студия, в которой пройдет мастер-класс для волонтеров 8 декабря. Абсолютно бесплатно.


Что такое добровольчество?

Ирина Владимировна Антонович, к. с. н., доцент кафедры социальной и молодежной политики, о самом главном в своей работе:

– Добровольчество, оно разное, стихийное, социальное, экологическое.

Социальное волонтерство – это долгосрочная и регулярная помощь. Волонтеры помогают в больницах, детских домах и домах престарелых, интернатах, оказывают поддержку в доставке еды пожилым, организуют и участвуют в сборах предметов первой необходимости. Волонтеры – это люди, объединенные желанием бескорыстно делиться с окружающим миром теплом сердец.

Волонтерство – это не только отдавать, но и получать.

Как волонтер я получаю чувство, что я нужен, – моего прихода ждут подопечные, волонтеры группы. Это вдохновляет и придает сил. А также компанию единомышленников – нас объединяет желание помогать. Сюда идут по зову сердца. Здесь я обретаю новых друзей – рядом с волонтерами не чувствуешь себя одиноким. Еще самореализацию – я реализую свое желание помогать. Могу оказать внимание и заботу, научить чему-то, помочь отвлечься от проблем, поговорить, поддержать.
Причастность к доброму делу – могу повлиять на жизнь конкретных людей. Видя результаты своего труда, чувствую, что живу не зря.

Свободу – на работе или учебе мы выполняем роли. Здесь мы просто люди. Могу приходить и заниматься тем, что мне интересно.

Не каждый сможет, отложив свои дела, прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Быть добровольцем может только по-настоящему добрый и отзывчивый человек с огромным желанием в сердце – помочь нуждающимся. Уважаемые добровольцы – теплота ваших сердец согревает землю и дает надежду на будущее. Спасибо, что вы есть!

Эля ПЕТРЕНЕВА

321 просмотров