В понедельник, 16 сентября, в Алтайском госуниверситете прошло заседание ректората в расширенном составе. Ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров совместно с коллегами, проректорами и директорами обсудил ключевые задачи в начале 2024/2025 учебного года.
В центре внимания ректората была стратегически важная для университета тема: выполнение целевых показателей. Начальник управления стратегии, анализа и мониторинга АлтГУ Дмитрий Сергеевич Хвалынский отметил, что показатели по количеству научно-педагогических работников до 39 лет и количеству слушателей, прошедших обучение по программам переподготовки, перевыполнена (причем больше всего слушателей переобучилось в ИИМО, ИХиХФТ, ИМИТ, ИНГЕО, ЮИ). Однако эти показатели, особенно первый, важно удержать. В риске находится объем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) – комплексный показатель, выполнение которого зависит от усилий в первую очередь директоров институтов. Уверенные позиции в рейтинге по объему НИОКР занимают ИББ, ИМИТ, ИИМО, среди отстающих – ИХиХФТ, МИЭМИС, ИНГЕО. Также пристальное внимание следует уделить такому показателю, как «численность лиц, прошедших обучение по ДПО»: пока он выполнен на 70 %.
Цифровая кафедра
О том, как обстоят дела с цифровой кафедрой АлтГУ, рассказала первый проректор по учебной работе Евгения Анатольевна Жданова. Она обратила внимание ректората, что федеральные требования по этому показателю ужесточаются – России остро необходимы высококвалифицированные специалисты в IT-сфере. Восполнить этот дефицит могут ведущие университеты, которые благодаря проекту «Цифровые кафедры» обеспечивают приоритетные отрасли экономики специалистами с гибкими цифровыми компетенциями. Для Алтайского госуниверситета плановое значение по обучению на цифровой кафедре на этот год – 1641 человек. Но, по словам Евгении Анатольевны, чтобы обеспечить наибольшую сохранность контингента, вуз зачислит на цифровую кафедру 1950 студентов по 12 образовательным программам. Из них 7 программ – для тех, чья основная специальность не связана с IT-сферой. Что особенно важно: все 12 программ рецензировало Минцифры России совместно с АНО «Цифровая экономика», а также – 30 ведущих компаний-партнеров.
– Концепция проекта «Цифровые кафедры» в этом году несколько изменилась. Теперь прохождение студентами процедуры итоговой оценки становится допуском к итоговой аттестации, причем прошедшим эту оценку считается тот, кто достиг целевого уровня развития цифровых компетенций. Еще одно изменение: успешно освоив программу на цифровой кафедре АлтГУ, можно получить диплом о профессиональной переподготовке, – резюмировала первый проректор по учебной работе АлтГУ Евгения Жданова.
Наука и коммерция
О работе над трудоемким показателем объема НИОКР доложил зампроректора по научному и инновационному развитию АлтГУ Алексей Владимирович Ваганов. По плану университет должен достичь объема в 323,5 млн рублей. Положительная динамика выполнения этого показателя зафиксирована у ИИМО, ИМИТ, ИББ, ИГН, МИЭМИС. Мобилизовать силы необходимо ИХиХФТ, ЮИ, ИНГЕО. Также зампроректора напомнил, что в сентябре проходит заявочная кампания РНФ, где могут участвовать отдельные научные группы и междисциплинарные проекты.
Ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров подчеркнул, что университет должен приложить все усилия, чтобы выполнить этот комплексный показатель. Для этого, в частности, необходимо пересмотреть список уже имеющихся научно-образовательных проектов, оценить их эффективность и востребованность. Разработать новые перспективные проекты, активно вовлекая в них молодых ученых. Провести эффективную заявочную кампанию по грантовым конкурсам в каждом институте, увеличив количество заявок по фундаментальным, не только прикладным исследованиям. В этом случае проблема низкой вовлеченности подразделений АлтГУ в выполнение показателя объема НИОКР будет решаться намного быстрее. Вуз сегодня – не только образовательная, но еще и коммерческая организация.
– Коллеги, вы должны понимать: один в поле не воин. Нам нужно сохранить и обеспечить развитие тем проектам, которые были заявлены, войти с ними в сетевое партнерство, расширить базу индустриальных партнеров, а также работать над тем, чтобы наши молодые ученые не были балластом, их нужно вовлекать в проекты и поощрять. Университет будет помогать всем, кто стремится выполнить показатель доходов от НИОКР. Но инициатива должна исходить от самих ученых, – подытожил ректор АлтГУ Сергей Бочаров.
Аккредитация образования
В связи с изменениями в ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ректорат обсудил, какие нововведения появились в процедуре аккредитации образования. Теперь государственная аккредитация образовательной деятельности, как объяснила начальник управления мониторинга качества и образовательных инициатив Марина Валерьевна Колбунова, возможна через подачу заявления в личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). При этом делается реестровая запись, срок рассмотрения заявление сокращен со 105 до 20 рабочих дней. Важно: если раньше аккредитация основывалась на соответствии программам ФГОСов, то сейчас оценка качества образования основана на аккредитационных показателях, утвержденных Минобрнауки России и Минпросвещения России. Кроме того, в четыре раза упростился сам пакет документов: вместо восьми документов, предоставляемых заявителем, подаются два, а в дополнение к ним – ссылки на документы в электронной информационно-образовательной среде вуза. Изменения вступят в силу 1 марта 2025 года.
БАС – в АлтГУ
Алтайский госуниверситет развивает инновационное направление, связанное с беспилотными авиационными системами (БАС). Его востребованность объяснима тем, что отечественным ученым необходимо решить актуальную наукоемкую задачу: создать полноценную отрасль гражданских беспилотников и обеспечить технологический суверенитет в сфере их производства. Согласно национальному проекту «Беспилотные авиационные системы» к 2030 году доля отечественных БАС на российском рынке должна составлять не менее 70 %.
По словам зампроректора по научному и инновационному развитию АлтГУ Алексея Владимировича Ваганова, АлтГУ имеет научно-технические ресурсы, которые помогут эту задачу решить. При этом развитие инфраструктуры БАС в АлтГУ должно основываться на двух треках, образовательном и научном. Образовательный включает непрерывную многоуровневую подготовку кадров: колледж – университет – ДПО. Научный подразумевает создание СКБ и лаборатории БАС, а также, главное, сотрудничество с ведущими индустриальными компаниями. При этом научно-образовательная коллаборация должна основываться главным образом на запросах региональной экономики: агропромышленных, туристических, инженерных и других. Поэтому лабораториям Алтайского госуниверситета, институтам, кафедрам необходимо продумать четкий план действий, кому и чем именно могут быть выгодны их наработки, особенно прикладные. В ближайших планах: наладить тесное сотрудничество с крупнейшей компанией «Ростелеком».
Аркадий Шабалин
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА