Мы идем по Африке...

Увидишь сто пейзажей

Профессор Роман Яковлев – о своей поездке в ЮАР

8 марта Роман Викторович Яковлев, д. б. н., профессор кафедры экологии, биохимии и биотехнологии, приехал из очередной научной экспедиции. Он побывал в Южно-Африканской Республике. «ЗН» расспросила его о поездке.

5000 км за спиной

В течение месяца я был в ЮАР. Мы работали в нескольких провинциях. Это Квазулу-Натал, Лимпопо, Северо-Западная, Северно-Капская провинции и Свободное Государство (Фри-Стейт). Проехали мы около 5 тысяч километров. Основная цель поездки – изучение энтомофауны национальных парков Южной Африки. Почему ЮАР? Во-первых, потому что это относительно спокойная страна для путешествий, в отличие от многих на континенте. Во-вторых, это страна с очень разнообразными природными условиями – есть и пустыни, и высокогорья, и леса, и саванны. Очень пестрая, мозаичная. В-третьих, в ЮАР развита сеть особо охраняемых природных территорий. Довольно большой процент площади страны – это различные заповедники, парки, не тронутые человеком, в которых можно работать. Еще важный момент: флора и фауна Южной Африки отличается от биосреды остального континента. Даже выделяется отдельное Капское биогеографическое царство, которое резко отличается от всех других африканских территорий по флоре и фауне. То есть ЮАР – это центр видового богатства, это центр разнообразия многих групп животных и растений. Также в стране хорошо развит туризм, обеспечивающий нормальный уровень комфорта на природе. Практически нет тропических инфекций. Каждая поездка по-своему новая. Мы смотрим новые территории, изучаем новые национальные парки. Каждый сезон по-своему отличается. Сейчас в Южной Африке – позднее лето. Если, допустим, ехать в ноябре, то там это будет весна.

Животных – вдоволь

Впечатления отличные! В этой поездке удалось увидеть и сфотографировать крупных животных. Обычно всегда в африканских поездках мы с кем-то встречались, но здесь, в ЮАР, мы видели рекордное количество животных: львов, жирафов, десяток разных видов антилоп, зебр, бородавочников. Всех животных было вдоволь. Видели множество экзотических птиц: фламинго, птицу-секретарь (крупный преимущественно нелетающий хищник). В общем, удалось увидеть многое. Неожиданностью для нас стало нападение муравьев на домик, в котором мы жили в национальном парке Kgalagadi Transfrontier National Park. Ночью наш злополучный домик заполнился бродячими муравьями: постели, вещи – все кишело ими. Пришлось срочно ретироваться, искать другой ночлег.

Подвели дожди

Собранный материал требует длительной и сложной камеральной обработки. Обычно каждая африканская поездка дает почву для нескольких научных публикаций. Такие поездки вхолостую не проводятся. Всегда есть хороший научный результат. Исследования биоразнообразия Африки приносят большую научную новизну – Африка традиционно плохо изучена. Число российских биологов, работающих в Африке, очень невелико. Поставленные на эту поездку задачи выполнены частично. У нас основной упор был на исследование севера и северо-запада Южной Африки, это район пустыни Калахари. К сожалению, осадки прошли на две недели раньше, чем мы рассчитывали. Дело в том, что там есть влажный сезон, он имеет определенную флуктуацию. Из-за более ранних для нас осадков сследования по пустыне практически ничего не дали, ведь все выгорело, высохло. Зато другие направления дали хорошие результаты. Поэтому на 100% никогда ничего выполнить невозможно – природные и погодные условия слишком разные. Помню, бывали экспедиции, когда дожди заливали аж до наводнений, приходилось менять маршрут полностью. Природа – дело изменчивое. Поэтому нужно всегда готовиться к тому, что можно что-то изменить, как-то откорректировать маршрут. В противном случае рассчитывать на хорошие результаты не приходится. Вот и мы меняли маршрут, перенесли экспедицию из Северо-Капской провинции в Квазулу-Натал.

Не одна лиственница

Планов всегда много, и они преимущественно привязаны к проектам, которыми я занимаюсь. Сейчас у нас крупный проект по исследованию биоразнообразия горных и пустынных территорий Центральной Азии. Соответственно, летом в основном я буду там, поездки запланированы в Киргизию и Узбекистан. Но это лично у меня – у сотрудников моей лаборатории поездки в Таджикистан. Пока идет процесс подготовки, но, думаю, через месяц мы уже окончательно сверим планы по дням: кто куда поедет и где будет выполнять какие работы. Надо сказать, что Африка – это проект инициативного характера. Он не финансируется ни университетом, ни какими-либо фондами. Обычно я бываю в Африке два раза в году. Но пока я ничего не планирую – нужно прийти в себя после этой поездки. Пока что учебная нагрузка по полной программе. Но африканская тема всегда актуальна. Конечно, какие-то поездки будут и, может быть, снова в ЮАР. Эта страна очень разнообразная, ее можно изучать хоть всю жизнь. Это у нас в Сибири: проехал тысячу километров – увидишь одну тайгу, из деревьев – одна лиственница, а там, проехав то же расстояние, увидишь сотню совершенно разных пейзажей. Там все пестрее, разнообразнее. Кроме того, я преподаю биологические дисциплины, например экологию животных – и очень важно для преподавателя, на мой взгляд, видеть и знать не только по учебникам все многообразие жизни животных.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ
Фото из архива Р. Яковлева

247 просмотров