Не только археологическими и гербарными находками знаменит Алтайский государственный университет в научном сообществе. По случаю Дня российской науки большое интервью «ЗН» дал Алексей Владимирович Ваганов, доктор биологических наук, проректор по научному и инновационному развитию АлтГУ. Узнали, чем живет наука в alma mater.
– Алексей Владимирович, расскажите, какие научные школы действуют в Алтайском государственном университете: чем они занимаются и кто ими руководит?
– Научные школы закрепляются за университетом на федеральном уровне и получают поддержку в виде грантов Президента РФ. В Алтайском госуниверситете таких научных школ пять. Это Алтайская ботаническая школа под руководством Александра Ивановича Шмакова. Научная археологическая школа изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии, руководители которой Юрий Федорович Кирюшин и Алексей Алексеевич Тишкин. Научная школа комплексного изучения этноконфессиональных и этнокультурных процессов в трансграничном пространстве Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе, заведует ей Петр Константинович Дашковский. Научная школа социологии социальных рисков и безопасности, ее возглавляет Светлана Геннадьевна Максимова. И, наконец, научная школа истории политики России в Центральной Азии в новое и новейшее время Юлии Александровны Лысенко. Однако, помимо поддержки ведущих научных школ, перед университетом все острее встает вопрос воспроизводства молодых кадров в науке, которые продолжат эти направления и зададут новые тенденции в научной деятельности.
На текущий момент в АлтГУ из двухсот научно-педагогических работников (НПР) до 35 лет: ограничение по возрасту для участия в грантах РНФ – лишь 38 имеют ученую степень кандидата или доктора наук, а из них только 14 НПР соответствуют квалификационным требованиям для участия в конкурсах грантов РНФ. Почти в половине институтов университета (4 из 9 – ИББ, ИНГЕО, МИЭМИС, ЮИ) в 2024 году не было молодых кандидатов/докторов наук до 35 лет, имеющих наукометрические показатели для участия в конкурсах грантов РНФ, в остальных институтах и научных подразделениях таких молодых ученых было не более двух человек. Для решения этой проблемы университет провел в 2024 году конкурс школ перспективных исследований и разработок на получение внутриуниверситетских грантов. По итогам первого отбора сформировано 9 школ, это более 100 ученых университета, более 60 % из которых молодые исследователи. Программа начинает реализацию в 2025 году и является открытой для новых участников. При выполнении условий конкурса научные коллективы получат финансирование на приобретение оборудования, расходных материалов, командировки, стажировки и другие формы поддержки проведения исследований.
– А какие научные школы, на ваш взгляд, сыграли ключевую роль в формировании академического имиджа АлтГУ?
– В первую очередь хочется отметить школу Анатолия Алексеевича Лагутина, которая занимается математическим моделированием глобальных природных и индустриальных процессов на основе анализа больших данных. Работа школы осуществляется на базе Центра космического мониторинга. Одно из ключевых направлений его работы – исследование энергетических спектров и массового состава космических лучей по данным астрофизического комплекса TAIGA. За последние годы научными группами были получены новые данные и оценка влияния на климат и природную среду по эмиссии парниковых газов источниками Западной Сибири и Алтая. Без сомнения, это также археологическая школа Юрия Кирюшина, до него – Александра Бородавкина. Сегодня благодаря этим заслуженным ученым эффективно работают несколько научных коллективов и реализуются десятки научных проектов, насыщаются уникальными компетенциями образовательные программы нашего университета. Алтайская школа ботаники, под руководством Александра Ивановича Шмакова, включена в работу Национального центра генетических ресурсов растений, созданного в 2022 году на базе Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова (ВИР).
– Мощными двигателями науки в университете всегда были аспиранты, в будущем – кандидаты и доктора наук. Что представляет из себя аспирантура в АлтГУ сегодня?
– Я бы отметил, что аспиранты играют одну из определяющих ролей в формировании научного облика университета. Это период максимально креативного подхода, и от их идей и научных исследований многое зависит в развитии науки в университете. Конечно, вектор научной политики определяет государство, и на сегодняшний день мы должны ориентироваться в реализации программ аспирантуры на такие показатели, как увеличение количества защит кандидатских диссертаций аспирантами в общем, а в частности нашими молодыми сотрудниками из этого числа. Для нас важно готовить молодые научные кадры для вуза, второй важный момент – количество защит кандидатских диссертаций сразу после окончания аспирантуры или в течение года, это говорит о качестве подготовки научных и научно-педагогических кадров. Эффективность аспирантуры определяется как раз из этого показателя. Также правительством определены приоритетные направления в подготовке научных кадров – это технические и естественно-научные направления в химии, физике, математике, биологии и географии. Аспиранты этих программ получают повышенные стипендии. Исходя из этого, определяются цифры приема на программы аспирантуры. Также предусмотрено целевое обучение в рамках контрольных цифр приема, где университет может выступать заказчиком. В аспирантуре можно учиться и платно. Для поступающих на обучение по дополнительному набору в университете реализуется грант ректора. Но, конечно, мы понимаем, что поддерживать нужно все направления, в том числе и гуманитарные, поэтому в АлтГУ действует программа академической мобильности и внутриуниверситетских грантов. Стоит отметить, что в 2024 году наши обучающиеся участвовали в конкурсе на стипендию Президента РФ для аспирантов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития РФ. Из АлтГУ было подано 12 заявок, и две из них одобрили. Получать стипендию в размере 75 000 рублей ежемесячно до конца обучения будут Елена Радовская, аспирант кафедры археологии, этнографии и музеологии, и Дарья Щеглова, аспирант кафедры социальной и молодежной политики.
– Что из себя представляет грант ректора для поступающих в аспирантуру?
– Абитуриент, желающий обучаться в аспирантуре по очной форме обучения в рамках дополнительного набора, может участвовать в конкурсе на снижение стоимости обучения в среднем со 120 000 рублей в год – до 50 000 рублей. Комиссия оценивает планируемую программу научно-исследовательской работы и принимает решение о поощрении будущего аспиранта. Важно, чтобы у потенциального абитуриента уже был определенный научный задел, сформированный на последних курсах магистратуры, – статьи, участие в конференциях, то есть понимание своего дальнейшего научного пути. И очень важную роль в этом играет научный руководитель, который рекомендует будущего аспиранта. Грант реализуется в университете с 2021 года и показал себя вполне востребованным. В 2024 году грант ректора на обучение в аспирантуре получили четыре абитуриента: Анна Гулина, Никита Кихтев, Константин Мисюра и Ярослав Чистопашин из института гуманитарных наук.
– На что Алтайский госуниверситет делает упор: на гуманитарные или естественно-научные направления?
– Университет не может искусственно сделать на что-то упор, он может сделать упор только там, где сформирован или может быть сформирован задел, а это ответственность конкретного института, конкретной кафедры, где есть опытный профессор, заведующий кафедрой, который объединяет других докторов и кандидатов, чтобы вместе формировать свое направление развития. Университет поддерживает те коллективы, где этот задел сформирован, он дает возможность развиваться всем благодаря различным программам поддержки, академической мобильности, грантов. Благодаря внутренней программе поддержки и проектам, получившим внешний заказ в виде научного фонда или заказчика из реального сектора экономики, университет формирует такую среду. У студентов, уже начиная с магистратуры, имеется реальная возможность реализоваться в науке.
– Федеральный тренд: в последние годы студенты все чаще пишут выпускные работы в тандеме с индустриальными партнерами университета.
– Эта связка хорошо работает, когда тема работы не придумывается, а является конкретным заказом предприятия. Порой представители компаний дают обратную связь, что студенты после выпуска приходят к ним неподготовленными, неуверенными, и при этом на производственной практике, которую они проходят у индустриальных партнеров, внимания им уделяется не так много. Ни предприятие, ни университет не должны относиться к этому формально – необходимо менять сам образовательный подход, синхронизировать вузовскую и индустриальную повестки. Тогда тема не просто творчески рождается, а становится конкретной проблемой, возникшей в реальных условиях и требующей решения. Отсюда появляется заказ: кто-то готов еще и заплатить за решение этой проблемы, неважно, прикладного она характера или фундаментального. Здесь каждый студент должен сделать для себя выбор, что он хочет получить от своей дипломной работы: выполнить хоздоговор с предприятием за короткий период времени или же заняться проблемой, которая требует более длительного решения. Возможно, его исследование станет маленьким кирпичиком для какого-то фундаментального исследования, которое будет длиться 150 лет.
– От каких предприятий поступает больше всего запросов на такое сотрудничество?
– В первую очередь это запросы по биотехнологиям, потому что наш регион специализируется в этой тематике. Однако есть скоординированный конкурс Министерства образования и науки Алтайского края с РНФ, региональный. В рамках него поддерживаются проекты по всем научным направлениям. С нашим университетом также активно взаимодействует Министерство природных ресурсов и экологии и Министерство социальной защиты Алтайского края. Компании-проектировщики заключают хоздоговоры с археологами, чтобы те провели историко-культурную экспертизу, а экономисты выезжают на заводы, чтобы оптимизировать какие-либо бизнес-процессы. Возможностей-то много, главное – не упустить их и ценить свои знания!
– В АлтГУ функционирует Центр научной карьеры. Кто может обратиться сюда за помощью и чем здесь могут помочь?
– Основная задача Центра научной карьеры – привлечение в науку талантливой молодежи, обладающей высокой мотивацией на научную деятельность, по принципу социального лифта: «магистрант – аспирант – молодой ученый» в единой связке с институтами и научными подразделениями университета. ЦНК ежегодно проводит конкурсы на соискание тревел-грантов для поездок на научные конференции и научные стажировки в российские и зарубежные научные центры. В 2024 году 17 обучающихся АлтГУ получили тревел-гранты на поездки на научные стажировки (фонд поездок – 800 000 руб.). Кроме того, проводится конкурс «Академическая мобильность» для молодых ученых, благодаря которому шесть аспирантов АлтГУ в 2024 году смогли стажироваться в российских университетах. В рамках работы Центра научной карьеры АлтГУ по-прежнему продолжает действовать конкурс внутриуниверситетских грантов для молодых НПР. Он проводится с 2019 года и уже доказал свою эффективность. Ее финансирование с 2019 года составляет 25,8 млн руб., а внешнее грантовое финансирование превысило эти затраты на 182 %. 11 из 80 тематик реализованных проектов в рамках конкурса внутриуниверситетских грантов в дальнейшем получили финансирование РФФИ, РНФ, грантов президента, грантов Правительства Алтайского края. Таким образом, работа Центра научной карьеры связана со всеми ступенями обучения, охватывая молодых ученых АлтГУ.
Анна ЗАГОРУЙКО
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА