Молодежный оркестр АлтГУ – на сцене концертного зала «Сибирь»
Представьте: гаснет свет и с первых же аккордов зал узнает их – то трепетные, то мощные, то щемяще-родные мотивы. Флейта словно шепчет о любви из «Титаника», кларнет рассказывает о предстоящем путешествии из «Иронии судьбы», трубы возвещают о ярости и чести с полей «Гладиатора», а барабаны задают бешеный ритм сражений «Пиратов Карибского моря» и великого путешествия «Властелина Колец». Это не кинозал с объемным звуком. Это концерт Молодежного оркестра АлтГУ «Музыка экранов. Часть 2». Он состоялся в концертном зале «Сибирь» 26 ноября.
Не просто ноты
За дирижерским пультом этого коллектива не просто музыканты, а хранители традиций. Оркестр создан в 1999 году по инициативе заслуженного деятеля искусств России профессора Николая Корниенко, долгие годы возглавлявшего кафедру музыкального искусства АлтГУ. Он заложил не только основы профессионального звучания, но и ту особую, камерную и преданную искусству атмосферу, которая царит в коллективе сегодня.
Теперь эстафету принял его ученик – известный в крае аккордеонист, композитор и аранжировщик Игорь Шимин. Он художественный руководитель и дирижер, который вдыхает в классические партитуры новую жизнь и находит идеальный баланс между уважением к традиции и современным прочтением знакомых всем мелодий. Под его руководством оркестр не просто играет ноты, а рассказывает истории.
Лицо оркестра
Это не безликие исполнители, а студенты разных направлений института гуманитарных наук – будущие музыканты, журналисты, филологи. Но что объединяет этих людей? Абсолютная, самоотверженная любовь к музыке. Все они на сцене говорят на одном языке – языке музыки. Игорь Шимин, руководитель, дирижер и аранжировщик Молодежного оркестра АлтГУ, с особым трепетом готовился к предстоящему концерту. На его плечах лежит большая ответственность – правильно донести до зрителей свою версию произведений, при этом сохранив связь с оригиналом:
– С одной стороны, нужно очень точно отобразить мысль композитора, но с другой – вложить в музыку и свою трактовку. Главная сложность киномузыки в том, что она имеет неразрывную связь с фильмом, для которого написана. И в отрыве от изображения музыка воспринимается иначе, хоть и вызывает конкретные ассоциации. Фильм – это герои, сюжет, эмоции. И наша задача – вызвать эти эмоции у зрителей. И все музыканты оркестра на общей эмоциональной волне стараются создать атмосферу знакомых каждому фильмов.
Пианистка Полина Вардугина, студентка четвертого курса направления «журналистика», признается, что одна из ее задач в оркестре – не навредить:
– Я часто сравниваю игру на рояле или на цифровом инструменте в оркестре с работой концертмейстера. Часто мои оркестровые партии – это аккомпанемент для солирующих инструментов. Казалось бы, вся ответственность за исполнение лежит исключительно на солисте. Но нет. Без качественного аккомпанемента солистам сложно, поэтому я считаю своей обязанностью не помешать, а помочь. Но если речь идет о моих сольных фрагментах, то здесь полет фантазии не ограничен, так как фортепиано – это инструмент, на котором, по-моему, можно сыграть абсолютно все. А если ты играешь на цифровом фортепиано, будь добр сымитировать челесту, орган, арфу… Этот список можно продолжать очень долго! Тут тоже у каждого «инструмента» своя специфика. Вроде клавиши остались те же, а прикосновения и отношения требуются совершенного иные. Например, партия для музыки из фильма «Однажды в Америке» у меня органная. Стоит мне только переключиться с «фортепиано» на «орган» – внутри будто что-то замирает. Особенно интересно, когда переключаться приходится внутри одного произведения. Два такта назад ты играл на рояле задорную музыку, сейчас – лирический эпизод на арфе, а через 16 тактов – снова рояль. И ты, как настоящий актер, примеряешь на себя разные роли.
Саксофонистка Анастасия Кошелева, студентка первого курса направления «музыкально-инструментальное исполнительство», рассказала о необычной профдеформации:
– Со мной очень часто происходит такая забавная вещь. Когда я смотрю некоторые фильмы, мультфильмы или даже рекламу со знакомой, уже сыгранной мной музыкой, – в голове автоматически проигрываются ноты. Наверное, это профессиональная деформация, но, пожалуй, меня это не смущает. А вот с одним из произведений получилось наоборот. Узнав, что в репертуар нашего оркестра войдет музыка из культового фильма «Однажды в Америке», я наконец решила его посмотреть, и точно не зря! Очень волнующая история зацепила меня не только главным героем и описанием его непростой жизни, но и своей музыкой. А потом, репетируя это произведение с оркестром, я начала воспроизводить кадры из фильма в голове. Необычное чувство! Я уверена, что и зрителям наш концерт подарит целую палитру эмоций. От ностальгической грусти и нежности до мурашек от эпических тем. И самое волшебное – это видеть эти эмоции в зале. Когда во время лирического проигрыша люди замирают, а в их глазах читается легкая грусть… Или когда взгляды зрителей становятся веселее оттого, что они услышали любимую мелодию, – вот ради этих мгновений мы и репетируем. В этот момент мы понимаем, что не просто играем ноты, а создаем настоящее живое чудо, которое объединяет в зале абсолютно всех!
Акцент
Теплая ностальгия – это главный ключ к сердцам разных поколений. Лирические темы из «Иронии судьбы» – это больше чем музыка. Это запах мандаринов, огни гирлянд и общее ощущение чуда.
Для старшего поколения и преподавателей это еще и погружение в молодость, для студентов – трогательное прикосновение к классике советского кинематографа.
Александра КЛИНЦОВА
Фото из архива автора
