К 50-летию АлтГУ

Музыка лечит: наш герой профессор АлтГУ Александр Россинский

Герой нашей рубрики сегодня – профессор кафедры искусств ИГН, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РСФСР, обладатель десятков наград и дипломов, уважаемый и многими любимый Александр Георгиевич Россинский. Он работает в АлтГУ с самого основания кафедры искусств в 1991 году. А его общий стаж работы по специальности – более 55 лет! За это время Александр Георгиевич выпустил множество специалистов, которые сейчас играют в лучших оркестрах России и мира.

– Университет для меня – это как очень светлое пятно моей деятельности, так и некие горести, которыми я хотел бы поделиться, – начал профессор.

А мы начнем с важной части жизни Александра Георгиевича – его любви к Родине.

– Мое поколение, выращенное после войны, отличается бешеным патриотизмом. Потому что так воспитывали: бороться за все, что нас окружает. И это чувство во мне всегда. Патриотизм, Родина, Отечество для нас – не просто слова, это жизнь! А лучшие свои качества мы пытаемся передать следующим поколениям. Так и музыка – пробуждает высокие чувства и намерения. Борьба за музыку тоже заложена в моих генах. Главное делать все, что в твоих силах, – размышляет Александр Георгиевич.
В недавней публикации профессора «Спасительная миссия музыкальной культуры цивилизации XXI века» анализируются разные времена. И оказывается, в нынешнюю эпоху нестабильности и разобщенности только музыка может соединить человечество, считает автор. Музыка воспитывает людей, собирает нации и культуры, разные религии. У профессора даже есть свое видение национальной идеи: духовность, семья, Отечество.

– Когда у вас появилась любовь к музыке?

– Моя мама была музыкальным человеком. Мы с ней часто слушали музыку по радио, она прекрасно пела. Я пошел в музыкальную школу. Там столкнулся со многими интересными людьми, даже прошедшими сталинские лагеря. Например, удивительная женщина, которая преподавала в музыкальной школе (и постоянно поила нас чаем), всегда с горящими глазами рассказывала про музыку. А в 78 лет поделилась, что в 17 попала в сталинские лагеря. И именно через музыку очистилась от переживаний и негативных эмоций, через наши детские заинтересованные и вдохновленные глаза, – вспоминает Александр Георгиевич.

Потом он отучился три года в Пермском музыкальном училище и поехал в Новосибирск – поступать в консерваторию. Конкурс был 6 человек на место! Александр Георгиевич попал к выдающемуся профессору с мировым именем – Григорию Ильичу Пеккеру. И сейчас благодарен судьбе, что учился именно у него. Позже музыкант организовал международный конкурс имени Пеккера, который будет проходить в Барнауле уже в четвертый раз. Как отмечает профессор, учитель остается в памяти навсегда.

После консерватории Александра Георгиевича пригласили в Барнаул работать в музыкальное училище. А потом в Алтайский госуниверситет, где он преподает с первых дней основания кафедры искусств.

– Кафедра в нашем университете была организована благодаря усилиям доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской, а также профессора Н.А. Корниенко. Тогда появление кафедры стало событием! А сейчас мы какие-то инопланетяне… Не пользуемся особым вниманием, популярностью и престижем. А ведь выпускники нашей кафедры работают в лучших оркестрах мира! – рассказывает Александр Георгиевич.

Не в деньгах счастье

У каждого человека есть внутренний код, который определяет счастье, считает профессор. И чем раньше ты поймешь этот код и начнешь по нему действовать, тем счастливее будешь.

– Я счастлив, потому что делаю то, что чувствую. Меня приглашали за границу, но я не согласился, не смог уехать. Сейчас в центр всего поставили деньги. Но это не цель, а средство! И счастье совсем не в деньгах. Бесспорно, они необходимы: музыканту нужно купить скрипку за 500 тысяч, смычок, струны – и все за свои деньги. Но эти вложения не отработать деньгами, это не важно. Гораздо важнее понимать, что ты нужен людям и делаешь зрителей счастливее. Музыканту жизненно необходимо выступать и получать аплодисменты. Эмоции от зрителей согревают, заставляют забыть трудность многочасовых трудов и занятий, – подчеркивает профессор.

Недавно Александру Георгиевичу звонили из разных уголков мира – поздравить с днем рождения. И друг из Америки решил узнать, играет ли музыкант сейчас. Состоялся такой диалог:

– Выступаешь?

– Конечно, а как же.

– И сколько стоит билет?

– 100–200..

– Долларов?

– Каких там, рублей!

– Ты с международной категорией даешь концерты за 100 рублей? С ума сошел…

Даже с такими ценами на концерты оркестра приходит мало людей, но почему?

– Да, 100–150 человек. И это в 14-титысячном университете! Ушло какое-то удивление, стремление очиститься, даже педагоги не ходят. А мы продолжаем работать – и на таких, как мы, держится кафедра. На сумасшедших. И мы сумасшедшие, и находим таких же, которые готовы сутками заниматься, вкладываться в общее дело, – признается Александр Георгиевич.

Кроме этой проблемы, его волнуют еще несколько: востребованность профессии с каждым годом растет, и в сельских местностях 300 заявок на преподавателей в музыкальные школы! А все уезжают в Москву. Лишь малая часть выпускников остаются поддержать родной край. Второй актуальный вопрос – это концертный зал АлтГУ. Он носит такое гордое имя, отмечает профессор, а играть там невозможно: акустики нет.

– Что можно улучшить, как решить эти проблемы?

– Думаю, главная проблема в бумагах: показатели, цифры, отчеты. Лично для меня это убийственно! Главное же – выпустить человека со специальностью и с душой. Мы воспитываем элиту будущего, рассаду культуры. Нужно бороться за личность, за человека, за духовность!

– Вы всегда мечтали стать музыкантом?

– У меня золотая медаль по химии. В 57-м году занял первое место во Всероссийской олимпиаде: сделал химический завод под стеклом (все опять же благодаря хорошему учителю). И должен был поступать в химико-технологический институт Ленинграда, на тот момент один из лучших в стране. А взял и поступил в музыкальное училище. Школа меня просто прокляла… Все общество тогда потянулось к классической музыке. Все эти ужасы послевоенное поколение хотело скорее забыть, залечить. Вот меня и потянуло на сцену.

– Хотелось именно выступать?

– Да. Представляете, выходит газета г. Березники, пишут: «Состоится концерт, где Саша Россинский сыграет пьесу…». Полный зал. Я тогда вышел на сцену, надул щеки и отпилил пьесу. Выходит следующая газета: «Саша Россинский с большим чувством сыграл произведение Глинки…». Тогда, во втором классе, я уже был звездой города! Десятки писем мне писали, девочки звали на свидания – ни разу не ходил. Думал, что любят не меня, а мою популярность, – вспоминает Александр Георгиевич. – Я в своей жизни дал сотни концертов, объездил весь юг Урала, Новосибирскую область и Алтайский край. А когда приезжаешь в село, люди с таким невероятным интересом слушают живую музыку… Мы и в тюрьме недавно выступали, 300 человек сидело, некоторые плакали. Там были особые люди, в основном с наркотической зависимостью. Были даже музыканты. Студенты наши тогда ощутили зрительские эмоции и до сих пор вспоминают этот концерт.

Александр Георгиевич 15 лет был членом комиссии по помилованию, и как-то его поразила мысль одного убийцы, такого здорового и грозного. Он наедине сказал, что если бы не бросил музыкальную школу, то не был бы здесь.

– Какой ваш любимый музыкальный инструмент?

– Виолончель для меня наиболее близкий инструмент, потому что я на нем играю, но в каждом инструменте есть свой мир, красота, душа, фантастические возможности. Тембр струнных инструментов проникает в глубины человеческой души, задевает чувства.

– А жанр?

– Небольшие ансамбли: трио, квартет. Например, фортепиано, скрипка и виолончель. Это удивительный жанр, позволяющий играть все!

– Ваша жена тоже музыкант. Как уживаются творческие натуры?

– Да, она выдающая пианистка, ее выпускники сейчас в разных уголках страны и за границей. Я за ней гонялся всю жизнь. И к 50 годам догнал! Нужно отметить, что люди музыки темпераментные, яркие, немного эгоистичные, поэтому с ними может быть трудно. Но я почетный доктор Российской академии по психологии общения. Это мне очень помогает разруливать сложные ситуации. И многие знакомые отмечают, что я умею сглаживать любой конфликт. А вообще, обращать внимание на семейные ценности – очень важно. От этого зависят здоровье, психологическая устойчивость, успешность человека. Без семьи ничего решить нельзя.

– Что вы пожелаете нашему университету на его юбилей?

– Чтобы вуз сделал все возможное и повернулся в сторону высоких духовных ценностей. Выпускал людей особого внутреннего стержня – а его дает высокая классическая музыка. И чтобы музыкальные коллективы стали неким культурным центром, а труд музыкантов ценили – тогда залы вновь станут полными.

Приглашаем читателей «ЗН» на концерты оркестра. Сейчас, к слову, Александр Георгиевич готовит совместную с хоровой капеллой АлтГУ программу! И будет ждать студентов, преподавателей и сотрудников вуза, а также их друзей и близких в концертном зале.

Александра СМОЛЯНИНОВА

697 просмотров

Related posts

Это наша планета

Все 50 – учтены

Родители филфака