В понедельник, 20 июня, прошло заседание ректората в расширенном составе.
Целевые показатели
В первую очередь члены ректората рассмотрели вопрос, связанный с выполнением целевых показателей. Проректор по научному и инновационному развитию А. Н. Дунец отметил: одним из наиболее трудных для выполнения является объем НИОКР. Чтобы его выполнить, необходимо участвовать в конкурсах грантов, в госзакупках, в работе с индустриальными партнерами, вести хоздоговорную деятельность и пр. Александр Николаевич констатировал: по состоянию на 15 июня законтрактовано договоров на 154, 664 млн рублей, плановый объем – 245 млн рублей. Докладчик отметил, что МИЭМИС, ИХиХФТ, ИЦТЭФ, ЮИ необходимо активизировать работу по выполнению этого показателя. Если говорить о научных подразделениях АлтГУ, то критически низкие показатели объема НИОКР у лаборатории космического мониторинга и вычислительных технологий и у лаборатории физических проблем мониторинга агросистем. Кроме того, как заметил А. Н. Дунец, приближается заявочная кампания фондов. Поэтому все директора институтов и руководители научных подразделений АлтГУ должны до 30 августа разработать проекты заявок на участие в конкурсе РНФ. А до 30 июня – подготовить план по выполнению показателя «Объем средств, полученных по лицензионным соглашениям». Еще одна первостепенная задача: создать перспективные научные проекты, в которых могли бы участвовать теоретики и практики из других университетов.
О развитии цифровой кафедры в АлтГУ (Школы развития цифровых компетенций) доложила первый проректор по учебной работе Е. А. Жданова. По словам Евгении Анатольевны, у каждого института есть планы, кто именно будет приобретать цифровые компетенции. Всего обучение пройдут более 1000 человек. В настоящий момент выполнен ряд задач, обозначенных в приказе ректора № 610/5 от 12.05.2022. В частности, разработана модель формирования цифровых компетенций в Алтайском госуниверситете, подписано соглашение на реализацию проекта «Цифровая кафедра» с Университетом Иннополис, определен пул IT-компаний-партнеров и т. д. Е. А. Жданова обратила внимание на тот факт, что запись студентов в Школу осуществляется через личный кабинет студента на сайте asu.ru (раздел «Цифровая кафедра»). Студент IT-направления может выбрать программы «Технологии Data Science и Al-разработка», «Программирование многоядерных процессов», «Разработка системы управления предприятием на базе 1С: ERP».
Для студентов остальных направлений предусмотрены «Основы технологий хранения, обработки и анализа данных», «Разработка бизнес-приложений на платформе 1С: Предприятие», «Прикладной анализ данных на Python», «Основы fronted-разработки и проектирования web-приложений», «Основы создания информационных систем и Project Management».
Проректор по экономике и стратегическому развитию А. Н. Малаханов отчитался о выполнении целевых показателей АлтГУ за январь – май 2022 года. Если говорить о «доходах от приносящей доход деятельности», то этот показатель выполнен на 26 %. На все 100 % пока зафиксирован показатель «ППС до 39 лет», но его важно удержать до конца года. А директорам МИЭМИС и ЮИ до 27 июня необходимо составить план «омоложения» ППС своих институтов, чтобы в 2023 году достигнуть показателя «Доля ППС до 39 лет».
О целевых показателях по ДПО рассказала К. В. Иконникова, проректор по воспитательной работе и дополнительному образованию. Ксения Владимировна напомнила, что АлтГУ активно участвует в нацпроекте «Демография». В ближайшее время необходимо провести ревизию уже имеющихся программ ДПО с целью их учета и актуализации, а также для обновления сведений на портале дополнительного профессионального образования АлтГУ (asu.ru/education/after_vuz). Помимо этого, каждому центру ДПО нужно разработать как минимум две ДПП ПК объемом 16 часов.
Индустриальные партнеры
О текущей ситуации по взаимодействию АлтГУ с индустриальными партнерами доложил зампроректора по НИР А. В. Мацюра. Как заметил Александр Владимирович, за три месяца – с апреля по июнь – был проведен ряд встреч с представителями крупных промышленных организаций края. Алтайский госуниверситет налаживает с ними партнерские отношения в рамках стратегических проектов:
здоровьесбережение, агробиотех, агроэкосистемы и др. В связи с чем руководителям этих проектов необходимо проанализировать информацию о партнерстве, выложенную в системе «Битрикс», чтобы заключить новые совместные хоздоговора. Также нужно подготовить коммерческие предложения. Президент АлтГУ С. В. Землюков заметил, что индустриальные партнеры должны быть заинтересованы в наших разработках, в их внедрении, в ином случае это «не совсем индустриальные партнеры». Именно это необходимо учитывать при составлении списка потенциальных ИП.
Расписание учебных занятий
О. М. Крайник, начальник учебно-методического управления АлтГУ, сообщила об утверждении Порядка составления и изменения расписания учебных занятий в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». Ольга Михайловна заострила внимание на том факте, что педагогическим работникам, заведующим кафедрами, иным лицам запрещается самовольно переносить время и место проведения учебных занятий и аттестационных испытаний. Также О. М. Крайник обозначила ряд других изменений, зафиксированных в Порядке.
Вычислительный центр АлтГУ
О модернизации вычислительного центра Алтайского госуниверситета рассказал М. В. Герасимюк, проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям. Максим Викторович обозначил комплекс мероприятий, которые должны существенно обновить IT-инфраструктуру АлтГУ. Это разработка и внедрение информационной системы бронирования вычислительных мощностей, замена устаревшей и не справляющейся с задачами системы кондиционирования, приобретение источников бесперебойного питания, обеспечение вычислительного центра системой приточной вентиляции и др. Кроме того, необходимо решить вопрос со ставкой инженера вычислительного центра. На 2023/2024 учебный год запланирована замена вышедших из строя компьютеров, а также подключение центра по оптическому каналу связи к серверной корпуса Л.
Ректор АлтГУ С. Н. Бочаров заметил: всем институтам, в особенности ИЦТЭФ и ИМИТ, необходимо навести порядок с тем, кто и насколько использует вычислительные мощности, с какой целью. Сергей Николаевич подчеркнул:
– Коллеги, в университете проходит цифровая трансформация. Но еще не все умеют использовать Big Data в научно-образовательных целях, в своих исследованиях. Директорам институтов нужно определиться с тем, в какие исследовательские проекты можно внедрить блок, связанный с обработкой больших данных. Без этого цифровая трансформация невозможна в полной мере.
Аркадий ШАБАЛИН