Гость номера

Стихи и числа: у нас в гостях Иван Рябов – преподаватель, аспирант ИМИТ и автор сборника стихов и песен

Давида Гильберта как-то спросили об одном его бывшем ученике. «Ах, этот-то?» − вспомнил Гильберт. – «Он стал поэтом, для математики у него было слишком мало воображения». А вот гость «ЗН» состоялся и в математике, и в поэзии. Иван Рябов – преподаватель, аспирант ИМИТ и автор сборника стихов и песен «Пой, гитара…» Он рассказал нам, чем полезны стихи, может ли гуманитарий стать математиком и почему школьники – энергетические вампиры.

Математику не обманешь

Родился Иван Рябов в Каменском районе в селе Рыбном. Мама-писательница привила ему любовь к творчеству, и уже в четвертом классе Иван начал писать стихи. А через несколько лет самостоятельно научился играть на гитаре и свои песни. Он даже подумывал поступать на гуманитарное направление – психологию.

− Психологией мы увлеклись вместе с другом после просмотра американского сериала «Обмани меня». Нас так поразило, как главные герои узнавали об истинных мотивах преступников с помощью языка жестов и мимики лица, что мы решили научиться такому же психологическому искусству. Пытались угадать мысли одноклассников и предугадать поступки учителей. К сожалению, мы быстро поняли, что эти трюки не такие действенные, как в сериале. Вместо этого мы стали читать много тематической литературы, − рассказывает наш герой.

Освоение языка жестов так и осталось хобби, Иван сделал упор на математику. Точная наука нравится ему своей гармоничностью и лаконичностью.

− В математике, так же, как и в творчестве, нужно развитое воображение. Ошибочно думать, что в этой науке для всего есть заготовленный шаблон. Каждая задача – это размышление, подборка различных способов и поиск решения. Порой студенты приносят мне такое решение задачи, которое мне бы сроду в голову не пришло!

Поэзия − как порыв души

− Как творчество сочетается с вашей научной деятельностью?

− Поэзия – это мой способ выражения чувств. Когда в жизни накапливаются проблемы и хочется просто разгрузить голову, то сажусь и пишу обо всем, что у меня лежит на душе. В такие моменты я не слишком забочусь о размере стиха или форме рифмы: главное, передать то, что чувствую. К сожалению, сейчас уделяю поэзии намного меньше времени. Большую часть сил отнимает аспирантура и преподавание.

− Часто говорят, что технарь может стать гуманитарием, а гуманитарий технарем – нет. Это правда?

− Спорно, ведь есть уникальные случаи среди и тех, и других. Я знаю хороших ребят, которые отучились на гуманитарном направлении в бакалавриате и ушли в магистратуру с математическим уклоном. Правда, им было сложнее, ведь у них не было изначальной базы, как у математиков-бакалавров. Но, имея желание и трудолюбие, они приобрели основные знания самостоятельно. А значит, все возможно.

− Какой ваш любимый поэт или писатель?

− Люблю классиков русской поэзии: Пушкина, Блока, Есенина. Из прозы – зачитываюсь романами Рэя Брэдбери.

− А какие любимые фильмы или сериалы?

− Нравится смотреть фильмы про великих математиков «Вселенная Стивена Хокинга», «Игры разума». Они не только интересные, но и заставляют задуматься о многих важных жизненных вещах. Из сериалов любимые – «Доктор Хаус», «Клиника» и «Теория большого взрыва». В последнем приятно встречать математические «пасхалки».

Спасти поля от забвения

− О творчестве вы нам рассказали. А чему посвящен ваш научный труд?

− Под руководством доцента кафедры теоретической кибернетики и прикладной математики Елены Владимировны Понькиной я работаю над разработкой математических моделей для моделирования систем землепользования. Не секрет, что роль математики в землеустройстве возрастает. Такие модели позволяют не только описывать процесс использования земель, но и давать точный прогноз на основе фактических данных. Наша работа состоит в следующем. Мы анализируем такие показатели, как площадь посевов, температура воздуха, изменение климата. А также население, животноводство и многие другие показатели. На их основе создаем алгоритмы, по которым можно составить прогноз. Например, какие поля стоит вводить в оборот, а какие вывести, сколько будет использовано земли и каков предполагаемый урожай. Наша работа поможет восстановить заброшенные поля, найти лучшее расположение для пахотных земель, повысить урожай и получить максимальную выгоду от продаж.

− Что вас подтолкнуло к этой работе?

− Я часто путешествую по Алтайскому краю и вижу заброшенные поля. Неизвестно, по какой причине они пустуют: может, отдыхает земля, а может, попросту забыта. А ведь их использование может существенно помочь развитию сельского хозяйства.

Непростое дело – преподавать

− Как вы стали преподавать?

− Я изначально хотел не только заниматься наукой, но и передавать знания. Еще в магистратуре начал преподавать в школе информатику. Приходилось сталкиваться с детьми разных возрастов, от учеников начальной школы до старшеклассников. И, если честно, работать с ними гораздо тяжелее, чем со студентами. Хоть урок и длится всего 40 минут, но все это время нужно удерживать внимание 25 неспокойных детей. Ведь только малая часть из них действительно интересуются предметом, остальные же не считают его нужным вовсе. Порой после урока чувствовал себя выжатым: дети очень сильно вытягивают энергию.

Студенты же изначально знают, чего хотят от предмета, и прилагают все силы, чтобы его выучить. С ними можно построить диалог, подискутировать на определенные темы и прийти к общему выводу. Полтора часа проходят для меня незаметно.

− В чем секрет интересных пар?

− Секрета здесь нет, необходимо слушать и понимать студентов. За несколько занятий я понимаю, какой подход нужен к той или иной группе. Частенько с ними разговариваю: так можно понять, что им интересно. Порой студент, который уверен, что знает абсолютно все, может упускать важные вещи. На помощь приходят знания языка тела. Бывает, рассказываю студентам материал, спрашиваю: «Все поняли?» Они кивают, а я вижу по их лицам, что все совсем наоборот. И когда я объясняю им все более подробно, то вижу заметное облегчение. Вот теперь – поняли!

Юлия ДИЛЬМАН

1 224 просмотров

Related posts

Герберы. Фиалки. Майя

Анна Загоруйко

Приемная, прием!

«Был Syoss, А теперь “сьесс”»