Тюрколог объясняет

На коне управлять нельзя. В АлтГУ выступил известный тюрколог Александр Кадырбаев

Тюркский мир – сколько неизвестного он в себе таит! Российский востоковед и тюрколог, ведущий научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, профессор Александр Шайдатович Кадырбаев прочел для студентов АлтГУ лекцию «Тюркские империи средневековой Евразии». Публикуем самые яркие тезисы.

От Якутии до Балкан

Понятие «тюркский мир» и сам тюркский мир – явление многоплановое, оно берет свое начало на территории Большого Алтая. Нынешний тюркский мир представляют народы, которые расселились от Якутии до Балкан. Этносы объединяет лингвистическое родство – они говорят на тюркских языках, принадлежащих к алтайской семье, в нее входят монгольский и тунгусо-маньчжурские языки. Алтай – прародина всех тюркских народов. Территории востока Алтая и современной Монголии в раннем Средневековье стали местом, где возникла государственность тюркских народов. Лишь единицы селились так широко, например, у арабских народов благодаря завоеваниям территория простиралась от Атлантического до Индийского океанов. А у европейских – и в Америке, и в Австралии. В истории тюркских народов раннее Средневековье имеет большое значение: в 551 году была создана империя Тюркский каганат. Этот период оставил колоссальный след в истории, который не сравнится с широко известным монгольским господством. В понятие «монгольский мир» входят только два народа: буряты и калмыки, поэтому оно гораздо уже тюркского мира.

Туркмены-сельджуки

Туркмены – наиболее известный тюркский народ. Империя туркмен-сельджуков, или огузов, находилась на западе Центральной Азии в районе современного Туркменистана в низовьях реки Сардарии. Тюрки определяли себя по религиозному, территориальному признакам, национальный признак был для них на последнем месте. Туркмены-сельджуки поступательно исламизировали свое население – принятие ислама освобождало человека от рабства. Заметим, большинство тюркских народов исповедуют ислам, но некоторые выбирают христианство. Тюркоязычные народы, находящиеся ближе к Тибету, выбирают в качестве веры буддизм, в частности тувинцы. Все же сельджуки придерживались мусульманской модели управления государством, где другие религии не запрещались. Большое влияние на тюркские народы оказала иранская цивилизация.

Наиболее ярко это заметно на примере узбекских народов, их языка, культуры и традиций. Надо сказать, что славянский мир находился с тюркским в неоднозначных отношениях. Многие выходцы из тюркских народов служили древнерусским князьям. Князь Святослав в содружестве с тюрками-огузами сокрушил Хазарский каганат. Князь Владимир с огузами одержал победу над Волжской Булгарией. Туркмены-сельджуки активно участвовали в завоеваниях, порабощали другие народы. В числе первых во время крестовых завоеваний они сумели дать достойный отпор захватчикам. На смену империи туркмен-сельджуков пришла Османская империя – первые османские падишахи были тюркского происхождения. Просуществовала Османская империя очень долго, а затем перешла в Турецкую Республику.

Два каганата

Первое тюркское государство – Тюркский каганат. Эта империя просуществовала более 50 лет, в 603 году она распалась на два каганата: Западно-тюркский и Восточно-тюркский. Последний вобрал в себя все земли современной Монголии, часть нынешнего Сицзяна. Событие нашло отражение в различных исторических источниках: в византийских писаниях, древнерусских летописях, в трудах мусульманских авторов на персидском и арабском языках. Позже Восточно-тюркский каганат пал под натиском Китая. В VI веке н. э. после 300-летней междуусобной войны объединившийся народ Китая увеличил мощь своего государства. Стоит подчеркнуть, что правящие китайские династии были выходцами из тюркских народов – чем они не гордились, так как мечтали о коренном, именно китайском происхождении. Тем не менее после своего распада Тюркский каганат положил начало другим империям: Уйгурскому каганату, Каганату енисейских кыргызов. А позже возникло и монгольское государство Чингисхана, которое переняло большинство тюркских традиций, ту же десятичную систему организации общества и армии.

Из кочевого – в оседлое

Война была главным способом производственной деятельности тюркских народов. Многие великие империи создавались тюрками-кочевниками. Китайский советник Чингисхана Елюй Чуцай говорил: «Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне». Так и происходило: основывая империю, кочевники переходили к оседлому образу жизни. Тюркское оседлое население сформировалось к X веку.

Нашатырь, утюг и севрюга

Тюрки сыграли огромную роль в истории развития Древней Руси. Еще на заре становления русского государства тюркские кочевники доходили до территорий нашей страны. В то время Русь находилась в конфронтации с кочевыми народами – монголами, печенегами и другими. Тюркские племена составляли основу монгольского государства, перенимая монгольские традиции и законы.

Более 30 лет монголо-тюркский союз определял развитие Древней Руси. Несмотря на все войны между монголами и славянами, было и положительное культурно-историческое взаимодействие: заключались межнациональные браки, которые влекли за собой смешение языков. Стоит отметить, что в русском языке около 20 % слов тюркского происхождения: нашатырь, утюг, севрюга и прочие. Иными словами, влияние тюркских кочевых народов на нашу историю – колоссальное.

Тюркологи не отстают

Россия – многонациональная страна. Вторыми по численности после славянских народов идут тюркоговорящие народы, в стране насчитывается более 20 000 000 представителей этой языковой общности. Но в мире существует и еще один крупнейший центр притяжения тюркских народов: Турецкая Республика, с которой на протяжении всей истории у нас складываются, прямо скажем, сложные отношения. За право заниматься тюркологией борются ученые разных стран. В частности, турецкие исследователи в Казахстане основали Международную тюркскую академию. Но и российские тюркологи не отстают. Например, на базе Алтайского госуниверситета стали проходить регулярные алтаистические конференции, функционирует НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».

Алина ФОМЕНКО

Фото Марии Дубовской

493 просмотров