Наука 0+

Умам пытливым, юным

29 октября в завершение Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ в Алтайском госуниверситете прошли увлекательные интерактивы и мастер-классы.

Вырасти свое древо

28 октября в АлтГУ провели первый в рамках Всероссийского фестиваля «НАУКА 0+» мастер-класс по генеалогии «Как узнать свои корни: методика составления родословных».

Увлекательную лекцию для школьников подготовила к.и.н., доцент Наталья Иванова. Наталья Петровна занимается генеалогией уже более 20 лет. Она уверена, что такие мастер-классы необходимо проводить как можно чаще, ведь они повышают у молодежи интерес к истории. Наталья Петровна замечает:

– Родословная – точка отсчета, с которой начинается наша жизнь. Безусловно, интерес к своим корням – самое важное. Когда мы изучаем историю семьи – мы изучаем себя. Например, в некоторых африканских племенах принято знать свои корни до 23-го колена, в этом деле нам просто необходимо брать с них пример. Но стоит отметить, что в последнее время люди все чаще интересуются личными династиями, у многих возникает желание создать генеалогическое древо семьи. На мастер-классе я расскажу, с чего нужно начать составлять родословную, как правильно действовать в этом направлении.

Мероприятие было проведено с целью вовлечения школьников и студентов в сферу научно-исторических исследований прошлого своей семьи. Ребята смогли изучить азы прикладной генеалогии: познакомились с типами родословных, узнали специфику составления генеалогического древа и научились решать генеалогические задачи.

Между тем заинтересовались мастер-классом не только школьники, но и студенты. Студентка 1-го курса ИИМО направления «документоведение и архивоведение» Виктория Жилина отметила, что еще в школе увлекалась изучением своих корней, но тем не менее на мастер-классе открыла для себя много нового. Виктория рассказывает:

– Было интересно узнать о том, как правильно работать с архивом, – составлять запросы, получать информацию и анализировать ее. Я все еще работаю над составлением генеалогического древа своей семьи. Поэтому полученная на мастер-классе информация очень пригодится мне в будущем.

По словам Натальи Ивановой, полученные знания помогут ребятам самостоятельно изучить свои корни и начать воссоздавать семейное древо.

Физика внутри и снаружи

ИЦТЭФ АлтГУ подготовил одну из самых интересных площадок «Медицинская физика». Все желающие могли познакомиться с работой измерительных приборов, необходимых в медицине.
Площадка была подготовлена студентами и преподавателями ИЦТЭФ совместно с ДНК имени В. И. Верещагина. Здесь школьники смогли со слов физиков узнать, как работают тонометр, спирометр, пульсометр…

Преподаватель ДНК имени В.И. Верещагина Евгения Викторовна Кустова уверяет, что взаимодействие физики и медицины очень актуально и перспективно, ведь исследований в этой области немного, поэтому ученым есть над чем работать. Евгения Викторовна говорит:

– Своим тематическим мастер-классом хотим привлечь будущих абитуриентов, показать, что физики нужны везде, в том числе в сфере здравоохранения. Мы существуем по законам физики – работа тела и внутренних органов. В АлтГУ есть направление «медицинская физика», оно достаточно новое. После его окончания можно работать инженером в больницах: ремонтировать и настраивать медицинское оборудование, проводить его техническое обслуживание и тем самым помогать врачам.

По словам Евгении Викторовны, направление «медицинская физика» только набирает обороты. В сибирских вузах его редко встретишь, это направление развито в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Участники мастер-класса проводили измерения жизненных показателей человека. Ребята наблюдали, как датчики рисуют графики, – фиксируют отклонения, что очень важно в медицинских исследованиях. Интересно тут было всем – и студентам, и школьникам, и даже преподавателям. Учащаяся новоалтайского лицея № 8 Анастасия Карих делится впечатлениями:

– Давно хотела узнать больше о профессии «медицинский физик». На площадке можно было потрогать, подержать в руках приборы, которые используются в больницах, рассмотреть аппараты «от» и «до». Наглядный опыт намного интереснее скучной теории. На мастер-классе в который раз поняла, что физика не только вокруг человека, но и внутри него.

И жучки, и паучки, и бактерии

Институт биологии и биотехнологий приготовил для юных ученых и гостей фестиваля «Наука 0+» множество интересных площадок. На них абитуриенты, школьники и даже дошкольники узнали немного о нутрициологии, ботанике, зоологии, микробиологии и орнитологии.

О белках, жирах и углеводах, о витаминах и микроэлементах в привычной для каждого еде, о количестве жира и мышц в организме и об идеальном весе рассказала на семинаре нутрициолог профессор Ольга Викторовна Филатова в лекции «Мы есть то, что мы едим».

В мир растений юных биологов погрузила Людмила Валерьевна Соколова, доцент кафедры ботаники. Она показала, как выглядел арбуз в XVII веке, как сейчас выглядят дикие огурцы и бананы. А также рассказала о растениях, которые каждый день мы видим в своей тарелке, из них варят овсяную (геркулесовую), гречневую каши. А еще ребятишек научили пользоваться микроскопом – интересно было увидеть картофель в многократном увеличении.
Ангелина Малкова, аспирант ИББ, рассказала о полезных микробах: кто они и где их найти.

– Многие ошибочно считают, что микроорганизмы приносят только вред. Микроорганизмы появились на нашей планете миллиарды лет назад и распространились по ее поверхности и даже за ее пределами. Микроорганизмы не только вызывают болезни и порчу продуктов питания, но и участвуют в круговороте веществ, стоят на страже нашего здоровья. Так кто же они? Микроорганизмы – это объекты размером менее 1 мм. К ним относятся бактерии, вирусы, водоросли, грибы и простейшие.

Как отметила аспирантка, микроорганизмы можно условно разделить на вредные и полезные. К вредным относятся палочка Коха, которая вызывает туберкулез, или гриб Ризопус, который вызывает порчу продуктов. Полезные же микроорганизмы участвуют в образовании перегноя, фиксации азота, очищении воды и многих других процессах.

– Логично, что микроорганизмы есть и в нашем теле, в частности в толстом кишечнике. Это бифидо- и лактобактерии, которые помогают переваривать пищу, борются с вредными микроорганизмами, которые попадают к нам в кишечник и тем самым стимулируют наш иммунитет. Люди познакомились с микробиологической деятельностью еще до того, как увидели эти микроорганизмы. Ведь с древних времен они пекли хлеб и сквашивали молоко. На современном этапе это делается на научной основе. Микроорганизмы влияют на внешний вид, вкус, запах и цвет, консистенцию продукта. Например, дырочки на хлебе образуются в ходе брожения, когда дрожжи выделяют углекислый газ. Особая форма сыра маасдам, его вкус и специфический запах обусловлены деятельностью пропионовокислых бактерий.

Если продукты содержат полезные живые микроорганизмы, то их называют пробиотиками: йогурт, ряженка, кефир, квашеная капуста. Кстати, вот совет, как выбрать правильный йогурт:

– На упаковке должно быть указано содержание молочнокислых организмов не менее 1 на 10^7 КОЕ/г. Представляете, такая численность содержится в одном грамме! Если на этикетке этих данных нет, значит, пробиотиком продукт считаться не будет. Йогурт «Активиа», как утверждает производитель, обогащен бифидобактериями. Исходя из эксперимента, бактерий там меньше заявленных, но разнообразие соблюдено – можно брать.

Полезные бактерии можно найти в аптеке. В пробиотиках содержатся живые микроорганизмы, в пребиотиках – продукты питания для этих организмов. Синбиотики – комбинация из пре- и пробиотиков. А метабиотики – производимые микроорганизмами вещества (витамины, ферменты и т. д). Перед применением лучше посоветоваться со специалистом!

В Музее природы участников встретила многообразная коллекция экспонатов животных. И орнитолог Виктор Юрьевич Петров, заведующий лабораторией «Музей природы», с рассказом о птицах. А в соседней аудитории гостей ждали императорский удав, эублефар и три маленьких паучка (размером с большую ладонь!). Конечно, школьники с восторгом гладили змею, сажали ее себе на плечи. Она не навредит человеку, заверил Александр Филатов, но нужно следить, чтобы она случайно не обвилась вокруг шеи. Перебарывая страх, гости брали на руки пауков – и удивлялись, почему они не нападают! Но кураторы объяснили: птицееды обычно не прыгают, могут только резко побежать.
Разностороннюю и такую необычно обычную биологию мы посмотрели, идем дальше – в другие институты!

Подлинная история

Задумывались ли вы когда-либо о подлинности картин, висящих в галереях? Нет? Вот и мы не думали о том, что отличать оригинал от копии так интересно и важно!

29 октября школьники погрузились в особый, экспертный мир искусства вместе с преподавателем кафедры культурологии Дариной Евгеньевной Шориной и магистранткой кафедры археологии, этнографии и музеологии Екатериной Новоселовой. Ведущие мастер-класса рассказали участникам, что такое «экспертиза», какие бывают эксперты и какими научными методами и инструментами можно воспользоваться для того, чтобы раскрыть самые скрытые и интересные тайны картин.

– Одного эксперта в нашем деле, конечно, быть не может. Один человек может разбираться отлично только в одном направлении, таковы особенности нашей профессии. Поэтому проведение экспертизы – это совокупная работа, с которой разбираются, как правило, множество экспертов. На нашем мастер-классе сегодня мы рассказали об основных этапах искусствоведческой экспертизы. Надеемся, что это заинтересует ребят и, возможно, обратит их внимание на детали в искусстве, – говорит магистрантка Катя.

Участники мастер-класса не только послушали увлекательную лекцию о том, с помощью чего можно разобраться в подлинности картин, но сами побывали в роли коллекционеров и узнали, что такое атрибуция. Лекторы подготовили для каждого участника задание на скорость. Ребята превратились в сыщиков-искусствоведов. Им предстоял замер картины, ее исследование на отсутствие или наличие надписей, а также возможность потрогать произведения искусства и оценить их своим экспертным взглядом. Со своей задачей эксперты справились прекрасно! С интересом разглядели каждую картину и задали множество уточняющих вопросов. Узнали и о том, что в искусствоведческой экспертизе очень нужен микроскоп, почти как у биологов. Микроскоп поможет более детально рассмотреть краску и особенности техники ее наложения, что тяжело дается рассмотреть невооруженным глазом.

Впечатления ребят дополнил экспертный опрос. В конце мастер-класса всех желающих пригласили поучаствовать в мини-викторине, которая позволила закрепить полученные знания, повеселиться, а также посмотреть на такие известные произведения, как «Девочка с персиками» и «Девушка с жемчужной сережкой». Ребята остались довольны!

И лететь по белому свету…

Представляете, летать по уникальным местам земли можно и виртуально! Достаточно просто обратиться к нашим географам, они расскажут как. На фестивале нам рассказали – и мы делимся с вами этой тайной.

Стоило ребятам только зайти в кабинет – началась географическая магия, а именно – создание интерактивной карты. Ребята сели за компьютеры и начали разбираться с тем, как происходит создание gis-карт в реальном времени. Что же это за карта с уникальными местами? Карта мира, в которой каждый объект можно отметить самому, дать ему название и даже прикрепить иллюстрацию для наглядности. Помните, в школе у всех были контурные карты, в которых нужно было отметить точку на карте? Эта версия поинтереснее.

О том, чем интересна интерактивная карта мира для школьников, газете «ЗН» рассказала Наталья Михайловна Легачева, старший преподаватель кафедры физической географии и ГИС:

– Прежде всего карта может быть полезна ребятам для запоминания общей карты мира и его отдельных объектов, а оцифровка – выделение краев объекта – позволит более детально рассмотреть границы территории. Она будет удобна для быстрой передачи информации своим старшим наставникам в школе или в университете. Сегодня мы постарались показать ребятам, как пользоваться этими картами и отмечать там, например, места, в которых уже успели побывать. Сейчас век технологий, и эти карты позволяют быстро отразить все нужные в географических исследованиях данные.

GIS-карта предназначена для легкого освоения школьниками визуализации геоданных. Работая в команде над одним проектом, ребята могут активно пользоваться картой, обсуждать что-то, но при этом находиться в разных городах. Кроме научной составляющей, карта позволит еще и повеселиться: на ней можно можно отметить несуществующие места, а также самые уникальные места в мире по вашему мнению.

К тому же на мастер-классе школьникам удалось не только создать собственную карту мира, но и послушать мини-лекцию о том, что такое геоинформатика и почему она так актуальна.

Я гениальный сыщик

Как часто родителям приходится слышать от своих детей: «Когда вырасту, хочу стать полицейским». Спустя время кто-то оставляет мечту, а кто-то идет до конца и связывает свою жизнь с этой профессией. В рамках Всероссийского фестиваля «НАУКА 0+» на площадке Колледжа АлтГУ каждый гость мероприятия смог познакомиться с правоохранительной деятельностью.

Преподаватели и студенты Колледжа АлтГУ провели мастер-класс «Юный полицейский». Интерактив разделился на несколько локаций – первая знакомила с работой криминалистов, вторая с огневой подготовкой.

Одна из организаторов площадки преподаватель Наталья Сергеевна Селина уверена, что такие мероприятия необходимы – лишь тут можно понять, какая профессия для ребенка более привлекательная. Наталья Сергеевна говорит:

– Сегодня мы рассказываем, как эксперты могут обнаружить следы преступников на месте происшествия. Покажем, что входит в комплектацию экспертного чемодана. Обеспечим гостям возможность побыть экспертами – обнаружить отпечатки пальцев и изъять их, сделать дактилоскопическую карту, проверить уровень защиты документа под ультрафиолетом. На нашем мастер-классе слушатели узнают больше о работе криминалистов. Надеемся заинтересовать будущих абитуриентов.

Студент 1-го курса направления «правоохранительная деятельность» Артем Тараненко рассказал о площадке с огневой подготовкой. Артем объясняет:

– Представляем добровольную народную дружину Колледжа АлтГУ. На мастер-классе показываем как собрать, разобрать АК-47, пистолет Макарова. Учим разряжать и заряжать магазины оружейных экземпляров. Приглашаем в дружину всех желающих. Берем даже тех, кому нет 18 лет: такие ребята становятся стажерами, а уже с 18 – дружинниками.

Участники добровольной народной дружины Колледжа АлтГУ ежедневно помогают сотрудникам полиции – патрулируют места рядом с Алтайским госуниверситетом и железнодорожным вокзалом, привлекают к обыскам, выступают понятыми, контролируют общественный порядок на торжественных мероприятиях нашего города.

Пришли на мастер-класс даже учащиеся других учебных заведений. Студенту 2-го курса Алтайского архитектурно-строительного колледжа Ивану Клипелю понравились многие площадки, но одна запомнилась особенно. Иван рассказывает:

– С детства меня привлекает оружие и все, что с ним связано. Площадка, посвященная огневой подготовке, понравилась чуть больше других. Уже познакомился с оружием, которое представлено здесь, многие экземпляры оказались мне известны. Подержать в руках оружие – восторг!

Александра СМОЛЯНИНОВА,
Алина ФОМЕНКО,
Полина ШЕВЧУКОВА
Фото Марии ДУБОВСКОЙ,
Алины ФОМЕНКО

948 просмотров

Related posts

Ничего нудного! Рассказываем о фестивале НАУКА 0+

Прикоснулись к науке

Аркадий Шабалин

Доклад юриста Андрея Кулаевского признан лучшим!