Научиться грамотно использовать чужой контент и не попасться на штрафы, при этом защитить и свои научно-исследовательские работы – поможет онлайн-курс преподавателей юридического института АлтГУ. Дмитрий Валерьевич Пятков, доцент кафедры гражданского права, вместе с Андреем Александровичем Серебряковым, старшим преподавателем кафедры, и Маргаритой Пятковой, студенткой юридического института, рассказали «ЗН» о проекте программы «Приоритет-2030».
Название проекта звучит так: «Создание образовательной инфраструктуры в целях формирования актуальных юридических и цифровых компетенций педагогических работников и обучающихся в странах ЕАЭС». Простыми словами: наши юристы запустят онлайн-курс, на котором можно будет узнать об авторском праве все, что нужно преподавателю, студенту и любому творческому человеку.
В проекте принимают участие четыре человека. Д. В. Пятков – руководитель, а еще создатель мультимедийного контента, режиссер, постановщик и монтажер большинства видеороликов. А. А. Серебряков ответственен за работу со слушателями и за наполнение курса образовательным контентом. Андрей Александрович интересовался авторским правом еще в студенчестве, писал по этой теме диплом. А также уже несколько лет преподаватели ведут занятия по предпринимательскому праву, где неоднократно пытались реализовывать идею проекта.
Студентка Маргарита Пяткова – создатель творческого контента, ее исследования входят в материалы курса. Екатерина Валерьевна Шаповалова, доцент кафедры гражданского права и руководитель правового комитета администрации города – представитель работодателей от практиков.
– Многие проблемы, возникающие в авторско-правовой сфере, связаны с использованием социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров, образовательных порталов – с интернетом в целом, – считает Андрей Александрович. – Глобальная сеть стирает границы, образуя круг проблем, особенно в преподавательской деятельности. Педагог создает интеллектуальную собственность каждый день: это не только учебные пособия и научные статьи, но и высказывание своих идей в общении со студентами. В обучении, потребляя чужой контент и создавая свой, важно владеть информацией об авторском праве.
– Дмитрий Валерьевич, какая цель проекта?
– Суть проекта, если перевести на понятный для более широкой аудитории язык, – создать учебный курс «Авторское право для преподавателей и студентов в эпоху цифровизации». Главная задача заключается в том, чтобы научить участников образовательного процесса грамотно пользоваться чужими результатами интеллектуальной деятельности в той мере, какой возможно. И не забывать про собственные интересы как автора, не терять свои произведения и права, эффективно отражать атаки на свои работы.
– Учебным курсом мы не ограничимся, – дополняет Андрей Александрович. – Там будет все, что характерно для современной мультимедийной среды: массовый открытый онлайн-курс, паблик в соцсети «ВКонтакте», где размещается часть образовательного контента, а также новости и различные комментарии, сопровождение в мессенджерах, Яндекс.Дзен, RuTube, YouTube. Еще в планах создать персональную страницу – сайт, поддерживающий и продвигающий проект.
– Проект масштабируемый, поскольку можно плавно перейти на категорию практиков: дизайнеры, рекламщики, журналисты и предприниматели, – отмечает Дмитрий Валерьевич.
– Эти практики тоже должны быть преподавателями?
– Не обязательно, – отвечает Андрей Александрович. – Корень проблемы один, как и законодательство. Оно универсально и описывает только общие положения. В зависимости от того, как мы прилагаем эти положения к конкретным казусам, кейсам и проблемам, учитывая специфику профессии, уже существующую практику и т.д., можно подобрать примеры для разных сфер деятельности и повернуть в нужную сторону. А так как педагогика нам ближе всего, мы решили начать именно с этой области. Также нас самих это волнует как авторов и как лиц, использующих чужую интеллектуальную собственность.
– Студенты тоже в этом заинтересованы, – заметила Маргарита. –
Мы пишем и научные работы, и реализуем себя в творчестве. Эта тема касается всех, кто занимается созданием любого рода контента. Такой курс пригодится многим.
– Какие последствия может повлечь нарушение авторского права?
– Максимальный штраф за один случай нарушения авторского права составляет до 5 млн рублей. В этот один случай может вписываться сразу несколько. Самый простой пример: размещение нескольких мультипликационных персонажей на одной обложке. Ведь каждый персонаж автономен как результат творческой деятельности: со своим внутренним миром, характером и т. д. Если посчитать по максимуму, то за три персонажа можно заплатить 15 млн рублей. Так что такие, казалось бы, простые действия могут повлечь серьезные правовые последствия. Раньше область авторского права была полем массовых нарушений, потому что их сложно было отследить.
Сейчас, в век информационных технологий, пользователи сами заявляют о своей личности и делаются мишенью для правообладателей. А также сейчас набирает популярность такое направление юрбизнеса, как поиск нарушений авторских прав на фотографиях. Берется фотография, охраняемая авторским правом, и заносится в поисковую систему. Смотрят, на каких сайтах она всплывает, и проверяют договоры с этими компаниями. Иногда специалисты даже колесят по России и собирают информацию о товарных знаках, – рассказывает Андрей Александрович.
– Кроме студентов и преподавателей, интерес возникает и у самого университета, который может стать ответчиком по таким делам. Ведь от грамотности сотрудников университета зависит престиж, благополучие и репутация вуза, – акцентирует Дмитрий Валерьевич.
– Авторское право касается не только текстов, но и видеозаписей, фотографий. Как безопасно в цифровой среде использовать эти медиафайлы?
– Расскажу о фотографиях. Абсолютно безопасных способов два: если вы сами создали фото или если эта фотография с фотостока. Наиболее известный проект Pixabay. У него своя лицензия и максимально лояльные условия использования фотографий, которые позволяют применять фотографии в любых целях без указания автора.
– Законно ли добавлять фотографии в «сохраненные» в соцсети «ВКонтакте»?
– Мы почти никогда не читаем пользовательские соглашения, регистрируясь на различных серверах. А чаще всего решения вопросов, что можно делать, а что нельзя, вшиты в эти условия.
Действительно, иногда их не так просто найти. Для «сохраненных» ответ положительный. Лицо, загружающее фотографии, предоставляет сервису и другим пользователям возможность безвозмездного использования изображений. Мы в своем курсе как раз планируем наиболее популярные сервисы, используемые педагогами и студентами, проанализировать, разобрать детально, расшифровать и дать рекомендации. А также дать обратную связь: ответить на любой возникший вопрос, – отвечает Андрей Александрович.
Но совсем другая история, если брать фотографию извне или же, наоборот, выносить за пределы соцсети, отмечают преподаватели, если не добавлять фото в альбом «сохраненные», а ставить на аватарку. Проблема использования результатов творческой деятельности в оформлении аккаунтов в социальных сетях – одно из первых исследований в рамках проекта, выполненное Маргаритой:
– Когда мы только начали изучать этот материал, я была уверена, что такие действия не могут быть неправомерными. У половины моих друзей во «ВКонтакте» на аватарке стоит не своя фотография, а картинка или изображение какого-то персонажа. Казалось бы, все просто: сохранил фото, поставил. Оказалось, что в большинстве случаев использование чужих фотографий в оформлении личной страницы является неправомерным. Возможно, в скором времени на этой почве начнут предъявлять претензии. Если не в виде иска, то штрафа или запрета на использование. Лично нас, студентов и преподавателей, спасает то, что мы используем чужой контент в образовательных целях. Но в этом случае…
– Мы исследовали такого известного персонажа, как ждун. Студент или преподаватель может ли поместить его изображение на аватар? Не с эстетической точки зрения, а с юридической. При том, что у преподавателей есть право использования чужих произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения, этот случай никак не получится оправдать. Научное, информационное или педагогическое значение использование этой картинки мы доказать не сможем. Но тот же ждун мной лично был использован в создании стимулирующих работу студентов мемов для презентации. Здесь та же самая картинка становится абсолютно легальной. Кстати, пародии и карикатуры в законодательстве разрешены, – поделился Дмитрий Валерьевич.
Летом пройдет первая волна обучения для студентов, а в новом семестре проведут новый набор уже и для преподавателей. Руководители приглашают поучаствовать студентов и педагогов не только из АлтГУ, но и других вузов Алтайского края, из других регионов страны.
– Авторское право настолько сурово, что оно практически не делает различий между целями использования объектов: коммерческими или некоммерческими. Но есть ряд исключений, которые монополию автора чуть-чуть ограничивают. Все они прописаны в законодательстве. И хотя этот институт существует давно, до сих пор эта сфера юриспруденции считается не до конца изученной, особенно в образовательном процессе, – подчеркнул Андрей Александрович.
– Эта тема кажется мне перспективной, потому что не все разбираются в ней, – делится Маргарита. – Это простор для изучения интересной темы. Я, например, рисую. А любому творческому человеку, будь то художник, или музыкант, или преподаватель, необходимо знать основы авторского права. Моих друзей тоже часто интересуют связанные с этим вопросы. Но для того, чтобы объяснить другим, нужно разобраться самой. А если у кого-то вопроса не возникает, они просто еще не поняли, что им это нужно. Но потом может быть уже поздно.
– В современных геополитических условиях мы должны полагаться не только на свои силы, но и не забывать о наших ближайших соседях – странах ЕАЭС. Правовые системы наши очень близки, кроме того, мы связаны экономическими, культурными узами. Авторское законодательство тоже очень близкое, как и основания применять его на территории другой страны. Поэтому наш проект вызовет интерес не только в России, – подвел итог Дмитрий Валерьевич.
Справка
«Кради как художник» – бестселлер художника и писателя Остина Клеона, который учит творческому самовыражению. Основная идея книги: в мире нет ничего оригинального, не надо отвергать чужое влияние, коллекционируйте чужие идеи, обдумывайте их, так сказать аранжируйте по-новому в поисках собственного пути.
Александра СМОЛЯНИНОВА