В День российского студенчества в Москве состоялась пресс-конференция министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Более 50 представителей студенческих СМИ обсудили темы, связанные с образованием, наукой и студенчеством. В их числе – корреспондент «ЗН» Александра Смолянинова и видеограф «МедиаHub» Анжела Сурадеева. Публикуем самые важные тезисы. (Полная версия материала – по QR-коду.)
– Валерий Николаевич, в чем вы видите три главных приоритета развития российского высшего образования в ближайшие годы?
– У нас есть несколько принципиальных вызовов. Первый вызов связан с обеспечением технологической независимости. В современном мире все взаимосвязано, поэтому когда мы говорим о суверенитете и независимости, то понимаем: это имеет свои пределы. Невозможно быть полностью изолированным и производить все и вся. Технологическая независимость во многом обеспечивается кадрами, наукой и технологиями в наших научных и образовательных организациях. Поэтому первый вызов для системы высшего образования – активно включиться в обеспечение технологического суверенитета. Также у нас есть социальные сферы, например здравоохранение. И они тоже зависят от качества высшего образования. Предстоит много поработать, на это направлена целая линейка мероприятий. Начиная от проектов кампусов и заканчивая созданием программы «Приоритет-2030». Все это направлено на повышение качества образования. Ведь оно зависит от совокупности факторов: насколько вы замотивированы и какие базовые знания имеете – тут важно работать со школами и давать возможность получать хорошие знания по всем дисциплинам. Можно быть достаточно хорошо подготовленным, но если руки опускаются и глаза не горят… Ладно, если влюбился – это временно. А если нет желания получать образование, то это серьезно. Второе обстоятельство – кто и чему вас учит. Преподаватели тоже должны быть замотивированы, постоянно получать возможность повышать квалификацию, встречаться с коллегами и использовать передовые методики. И, наконец, все это хотелось бы делать в комфортных условиях. Особенно если образование в области естественных наук или в инженерно-технической сфере, то нужно специальное оборудование. Поэтому материальные условия, в том числе проживание в общежитиях, влияют на качество образования. Третий вызов возможен только при выполнении первых двух – перестраивания и изменения университетов. Лев Толстой сказал, что все знают, как изменить мир, но не знают, как изменить себя. Поэтому, если хочешь что-то изменить и сделать реальный вклад в качество образования, надо начинать с себя. Многим университетам, особенно в регионах, предстоят серьезные изменения – чтобы они были привлекательны для абитуриентов и для индустриальных партнеров и бизнеса.
– Почему для России так важно достичь технологического суверенитета?
– Мир развивается через технологии. Все, что нас с вами окружает, – невидимый глазу сплав гуманитарного, инженерно-технического и естественно-научного образования. Поэтому все страны мира, все регионы и крупные города борются за таланты. Талантливые люди собираются в тех местах, где им комфортно жить. И нам важно создать эти комфортные условия в нашей стране для всех без исключения. И привлекать таланты со всего мира. Для этого важно владеть целой сетью технологий, которые позволяли бы комфортно жить. Даже в образовании: если бы не было технологий, как бы мы существовали в пандемию? Только они позволили нам сохранить и перевести образование в иной формат. Любое государство стремится к тому, чтобы по целому ряду технологий быть минимально зависимыми от других. Технологическая независимость позволяет чувствовать себя комфортнее и жить своей жизнью.
– Правительству направлен законопроект о повышении стипендий до уровня МРОТ. Как вы считаете, есть ли перспективы принятия этого законопроекта?
– Этот вопрос всегда обсуждается, он актуален не только для студентов, но и для университетов. Но надо понимать, что стипендия должна быть тесно взаимосвязана с академическими успехами студентов. И второе – она должна учитывать жизненные обстоятельства. Например, вы все знаете, что у нас есть и социальная стипендия. Вообще, у нас есть большое количество разных стипендий, многие из них по размеру не удовлетворяют студентов. Мы сейчас смотрим, как сделать меньше стипендий, но большей суммы, которая позволяла бы студентам уверенно чувствовать себя во время обучения. И чтобы каждая стипендия учитывала уникальные жизненные ситуации. То есть адресность стипендий, учет индивидуальных особенностей и количество стипендий.
Александра СМОЛЯНИНОВА
На фото: Александра Смолянинова на встрече с министром Валерием Фальковым