Приоритет-2030

Осторожно, «дикий» экскурсовод

Начиная с 1 июля 2024 года экскурсоводы должны будут предоставлять аттестаты о специальном образовании. Это значит, что «дикие» экскурсоводы больше не смогут работать и проводить непрофессиональные экскурсии. Где же получить такое образование? Рассказывает Наталья Викторовна Биттер, заведующая кафедрой рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства, автор одного из проектов в рамках программы «Приоритет-2030».

– Наталья Викторовна, вы участвуете в «Приоритете-2030» с тремя проектами. Один из них –«Экскурсионные технологии в развитии туристско-рекреационного потенциала Алтайского края». Расскажите, в чем суть проекта.

– Начнем с пояснения того, что такое туристско-рекреационный потенциал. Слово «рекреационный» в этом случае означает запасы ресурсов нашего края, которые направлены на развитие туризма. В них входят определенные территории, на которых есть исторические памятники, а также рекреационные зоны, которые способствуют восстановлению организма и сохранению его здоровья. Однако здесь нужно не забывать о том, что мы не просто должны их использовать, но и сохранить их. Причем речь идет не только про их физическую форму, но и культурный код, который они оставили за собой. Этот проект возник потому, что экскурсионная деятельность сильно развивается, из-за чего закономерно назревает вопрос: все ли экскурсоводы имеют необходимое образование, чтобы правильно проводить экскурсии? Гиды, которые проводят и разрабатывают экскурсионные маршруты, должны обладать необходимыми знаниями как в туристско-рекреационной сфере, так и в самой методике проведения экскурсий. Наши преподаватели не только кандидаты наук, но и аттестованные гиды-экскурсоводы, которые помогают каждому обучающемуся с решением этих вопросов.

– Как ваш проект помогает развивать инвестиционный климат?

– Наш проект в первую очередь образовательный и не направлен в сторону инвестиций. Это не научный проект, мы не внедряем свои разработки. Наш проект реализуется за счет поддержки Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности и направлен на сферу ДПО. Мы также повышаем имидж региона в целом, так как предоставляем качественное образование, что также влияет на инвестиционный климат.

– А как ваш проект помогает развивать наш университет?

– Несмотря на то, что проект образовательный, он смог выдвинуть наш университет на рынок туристско-рекреационных услуг. Мы стали одним из ведущих образовательных учреждений, которые могут оказывать услуги в области подготовки экскурсовода. Я могу это сказать с полной уверенностью, ведь количество людей, пришедших к нам, поражает: изначально мы планировали обучить около 30 человек, а в итоге обучаем в три раза больше. Нам до сих пор звонят и отправляют заявки на обучение.

– Почему тема экскурсий так важна в наше время?

– Тема экскурсий сейчас стоит остро для обеих сторон: как для экскурсовода, так и для посетителя.

С экскурсоводами все ясно: закон, который вступает в силу через год, обязывает каждого из них получить профессиональное образование. Здесь мы помогаем им с повышением квалификации или даже переквалификацией. Для посетителей же тема экскурсий важна с другой стороны: они должны понимать, какая информация достоверная, а какая нет. В наше время много информации, которую сложно анализировать, и профессиональный экскурсовод никогда не будет рассказывать недостоверную информацию своим посетителям. Экскурсии не всегда качественны по огромному ряду причин, начиная от уже упомянутой мной недостоверной информации и заканчивая отсутствием понимания базовых правил проведения экскурсии. Скорее всего, это связано с тем, что раньше каждый экскурсовод имел свой подход и отталкивался от своего образования, которое к экскурсиям имело не такое большое отношение: филолог, историк и т. д.

– Какой экскурсовод, по вашему мнению, достойно выполняет свою работу?

– Достойный экскурсовод должен не только владеть достоверной информацией, но и знать, как вести экскурсии, а также уделять внимание технике речи. Знание туристских объектов, техника безопасности, знание географии, знание, что такое портфель экскурсовода. Все это крайне важно, поэтому мы изучаем это в программе, которая рассчитана на 256 часов. Экзамен очень хорошо помогает показать свои знания на практике, ведь проверять их будут в форме экскурсии по местности.

– Кто может участвовать в вашей программе ДПО?

– В проекте участвуют гиды с опытом работы, которым нужно повышение в своей сфере деятельности. Конечно, подобную программу было бы интересно сделать для студентов, но сейчас наш приоритет – экскурсоводы, которые нуждаются в новых знаниях.

Артем ФЕДОТОВ

244 просмотров

Related posts

Расщепить крахмал

Digital Up – подготовка ИТ-элиты региона

Поля в приоритете