А. В. Морозов: «Именно год создания АлтГУ, 1973-й, изменил жизнь нашей семьи»
Фото: Мария ДУБОВСКАЯ
Александр Владимирович Морозов – сын основателей филологического факультета И. А. Воробьевой и В. Д. Морозова. Он окончил АлтГУ в 1984 году, 15 лет отдал Алтайскому госуниверситету. По случаю 50-летия университета «ЗН» публикует дорогие сердцу воспоминания Александра Владимировича о своих родителях и университете.
Оба в науке
Папа рос в глухой сибирской деревушке Елизарьево. Его мама была деревенской учительницей, что она преподавала, увы, в воспоминаниях нашей семьи не сохранилось. Думаю, именно бабушка зародила в отце такую искреннюю любовь к знаниям. А вот у моей мамы, Иды Александровны, предпосылок стать профессором и именитым филологом не было: в ее семье не было преподавателей.
![](https://zn.asu.ru/wp-content/uploads/2023/04/6-polosa-morozov-6.jpg)
Однако ее лучшая подруга, с которой они учились в школе, стала учительницей. Ида Александровна, правда, не сразу после школы поехала учиться в Томский государственный университет, а год проработала в библиотеке. Наверное, увлеклась филологией именно там. Потом поехала в Томск, поступила на историко-филологический факультет, попала в одну группу с папой. Там и познакомились. После обучения оба решили остаться в науке. Так началась их академическая история длиной более 45 лет.
![](https://zn.asu.ru/wp-content/uploads/2023/04/6-polosa-morozov-4.jpg)
За 14 лет, с октября 1960 года по сентябрь 1974-го, папа прошел путь от ассистента до доцента кафедры русской и зарубежной филологии ТГУ, мама исследовала сибирские говоры, все больше погружалась в науку и тоже преподавала в ТГУ.
![](https://zn.asu.ru/wp-content/uploads/2023/04/6-polosa-morozov-udostoverenie-shofera.jpg)
«Филфак в АГУ необходим»
Именно год создания АлтГУ, 1973-й, изменил жизнь нашей семьи. Тогда Александр Павлович Бородавкин, преподаватель-историк из ТГУ, был приглашен на работу в только что открытый в Барнауле Алтайский государственный университет, и уже с 16 сентября того года начал заведовать кафедрой истории СССР. Но уехать преподавать в АГУ один не мог, поэтому вместе с ним ушли и представители других направлений. А так как в ТГУ Александр Павлович долгое время работал вместе с моими родителями, то он пригласил и их, зная, как сильно они увлечены исследовательской деятельностью. Сказал: «Филфак в АГУ необходим». Так Ида Александровна стала основательницей первой в Алтайском крае кафедры русского языка и общего языкознания, а Владимир Дмитриевич стал заведующим кафедрой русской и советской литературы – тоже первой.
Помню, мама была на открытии университета и даже давала первый символический звонок в честь этого торжественного и значимого для Алтайского края и всей Сибири события. А вот папа стал работать в АлтГУ чуть позже, в 1974-м. Родители отдавали себя АлтГУ, любили студентов, а главное – получали от них отдачу.
Глазами студента
Папа с мамой продолжали преподавать в университете и в те года, когда я поступил в АлтГУ, было это в 1979 году. Тогда я посмотрел на родителей другими глазами – глазами студента. И еще сильнее их зауважал. У Иды Александровны был очень системный подход, она раскладывала все по полочкам, досконально знала любой предмет, который бралась преподавать. Ее курсы можно было смело назвать фундаментальными, она давала информацию четко, последовательно, а к студентам относилась с особым уважением и любовью: отстаивала их интересы, искренне верила в успехи каждого, даже прежде отчисленного за неуспеваемость. Владимир Дмитриевич был крайне харизматичным, студентки его обожали – статный и в меру требовательный преподаватель умел рассказать так, что они слушали его, открыв рот. Конечно, не обходилось и без того, что он уходил от основной темы лекции, но его никогда не перебивали.
Слово о словах
Меня воспитывали, как вы понимаете, увлеченные филологи. Поэтому уже с раннего детства я интересовался языкознанием и наукой в целом – пример был показательным. Мои родители, Ида Александровна Воробьева и Владимир Дмитриевич Морозов, всю свою жизнь вдохновлялись языком, изучали его.
![](https://zn.asu.ru/wp-content/uploads/2023/04/6-polosa-morozov-3-1.jpg)
Папа защитил кандидатскую диссертацию, мама – докторскую. Поэтому сколько себя помню – родители проводили вечера вместе, но каждый за своей книгой. Всю жизнь рядом со мной лежали словари, а так как читать по слогам родители меня научили быстро, то интерес к необычным словам не пропадал. У Иды Александровны была большущая библиотека, там были и сложные книги, и легонькие, научно-популярные. Попалась мне как-то книга «Слово о словах» Льва Успенского и я стал увлеченно читать ее, разбираться. Затрепал ее еще в детстве, но до сих пор храню ее и неизменно считаю одной из любимейших. Помню, за моей успеваемостью в школе родители демонстративно не следили. Мне приходилось их уговаривать, чтобы они посмотрели мой дневник и расписались в нем. В начальной школе я плохо учился, в шестом классе уже перебивался с тройки на четверку, а вот к восьмому стал твердым хорошистом, в старших классах незаметно стали появляться пятерки и как итог – получил золотую медаль вместе с желанием стать еще умнее! Так, наверное, и приобщился к делу всей жизни моих родителей: задумался над тем, чтобы тоже стать филологом, – и стал. После защиты кандидатской диссертации в ТГУ 12 лет проработал в разных институтах, был утвержден ВАКом в ученом звании доцента. В АлтГУ преподавал морфологию и словообразование современного русского языка, болгарский язык, много других интересных спецкурсов.
Полина ШЕВЧУКОВА
Фото из архива А. В. Морозова