Гость номера

Вот он какой – Тишкин

Фото Марии Дубовской

Увлеченный историк, профессор и преподаватель АлтГУ… Остается только догадываться, как Алексей Алексеевич Тишкин все успева-ет. Он – человек-мотор, всегда активен, бодр и готов хоть сейчас отправиться в экспедицию. 5 сентября «Профессор года – 2022» отметил юбилей: 60 лет! Публикуем самые интересные факты из беседы с юбиляром.

Томская классическая

Я учился в АГУ, но преподавали тогда нам, студентам исторического тех лет, в основном преподаватели, которые были выпускниками ТГУ. Там была сильная научная база. Моим первым научным руководителем курсовой работы была Алла Степановна Шемякина, она вела у моего курса историю первобытного общества и этнографию, занималась и административной работой в университете. Равнялась она на те традиции преподавания, которые были заложены в Томском госуниверситете. Эти традиции и у нас прижились, но мы приросли новыми. Еще один мой учитель, создатель кафедры археологии и научной археологической школы в АлтГУ, а затем и ректор, и президент университета Юрий Федорович Кирюшин – выпускник ТГУ. Александр Павлович Бородавкин, лидер нашей исторической школы, работал в ТГУ. В общем, наша историческая школа выросла из томской, но сейчас я уверен: мы превзошли ее! И это нормально, поскольку ученики часто превосходят своих учителей. Мы бурно развиваемся, если говорить об археологии. К тому же АлтГУ стал первым университетом во всей России, где открыли бакалавриат по археологии, а также магистратуру по этому направлению. У нас есть аспирантура, докторантура и диссертационный совет. Тем не менее мы очень благодарны томским коллегам и всегда это подчеркиваем.

Столица учит

Я от студенчества старался взять все, что можно. У меня с детства была такая задача: попробовать себя в разном. Потому занимался спортом, общественной работой, но и про учебу никогда не забывал, учился очень хорошо. Даже успел попеть в нашей академической хоровой капелле на первом курсе! Первой ступенью моего образования после школы стал не вуз, а Рубцовское педагогическое училище. Туда я пошел на учителя начальных классов, где получил не-обходимый фундамент для учебы в университете. Нас основательно обучали русскому языку, классической литературе. Причем у всех учителей было столичное образование: они приехали в Рубцовск по распределению. Парней там училось мало, поэтому нас задействовали во всех мероприятиях по полной программе: в театральных постановках, в хоре, в танцах, в ансамбле, в спортивных соревнованиях. Там же я и увлекся спортом. Сразу после окончания педучилища я, практически не готовясь к поступлению, поступил в университет. Главное надо было написать сочинение на вступительных экзаменах. Сейчас благодарен тому, как нас учили в Рубцовске. Четыре года гуманитарных дисциплин не прошли даром. Сейчас пишу монографии, множество научных трудов оформляю и веду деловые переписки. И понимаю, насколько важно знать русский язык, быть грамотным.

Carpe diem в армии

Учеба для меня всегда была важна. Но уже на первом курсе я понял, что интеллектуальная конкуренция в университете высокая. Атмосфера было совершенно иная, так как учились не только выпускники школ, но и люди с жизненным опытом (после армии, после рабфака). Проучился, правда, я только один год. Ушел в армию. Тогда не было отсрочек. В голову даже не приходила мысль, что надо откосить. Понимал, что таков мужской долг. Служил два года в ракетных войсках стратегического назначения, в боевой части. Во время моей службы наш полк получил орден Боевого Красного Знамени. Армия стала для меня школой жизни, своеобразным социологическим тренингом. Именно там пришлось общаться с большой массой совер-шенно разных людей. Не забывал про дальнейшую учебу. Усиленно учил латинский язык. Мне его нужно было досдавать при восстановлении. Преподаватель был очень удивлен, когда я почти сразу сдал латынь на отлично!

Камера, мотор

В студенчестве увлекся кинематографом. Очень привлекло это творчество. Особенно А. Тарковского. Все фильмы, которые шли в кинотеатрах мы смотрели, бурно обсуждали. Я еще после университета какое-то время выписывал журнал «Киносценарии», было интересно наблюдать за тем, как киносценарий воплощается в фильм. В основном разочаровывался: не всегда режиссеры понимали смысл написанного. Попадались замечательные сценарные работы. В университете была учебная киностудия, и я брал в экспедиции практикантов, вместе снимали научно-популярные фильмы, которые до сих пор есть в открытом доступе. Например, мы рассказывали о том, как у археологов проходит студенческая практика. В Монголии сняли фильм про «оленные» камни. В этот фильм вложили всю душу, поскольку Монголия – мой мир, где мне совершенно комфортно. Там свобода, простор, возможность сполна философствовать, думать. Я в детстве жил в деревне, и наш дом стоял на берегу реки, а рядом разнообразная природа и места, где я любил бывать в разное время года. Наблюдал за птицами, муравьями, вообще за природой. И все те мои наблюдения за живым давали мне почву для философство-ваний. К этому меня еще и моя бабушка подтолкнула: она была без-грамотной, но устойчиво духовной, практичной со своих религиозных позиций. Ее твердость характера и отношение к жизни удивляли меня, заставляя искать, чем ее мировоззрение отличается от моего. Любовь к философии жива во мне до сих пор. Историю философии я преподавал в одной из барнаульских гимназий. Разработал свой авторский курс. Я вообще считаю, что без знаний философии заниматься наукой преступно. Это основа любой науки.

Борьба или археология?

Почти всю свою сознательную жизнь занимаюсь спортом. Еще в школе полюбил футбол, пробовал себя в легкой атлетике и лыжных гонках, увлекался конькобежным спортом и классической (греко-римской) борьбой. Борьбой начал заниматься еще до армии. У нас был отличный тренер – Виктор Петрович Мишин. После армии стал старостой секции, помогал ему в организационных вопросах. Уже тогда в моей жизни были и археология, и спорт. Уезжал на лето в экспедиции, приезжал и удивлял тренера: «Алексей, где ты так свою форму теряешь?» А я хотя и трудился физически, но совсем не следил за режимом, не тренировался. Хотя надо было. Участвовал в соревнованиях.

Занимал призовые места. Командой мы часто были в лидерах среди вузов Алтайского края! Но в свое время передо мной встал выбор: археология или спорт? И выбор был сделан, хотя я еще несколько лет ходил на тренировки.

Я бы жил в Эрмитаже

В Государственном Эрмитаже собрано великолепное культурно-историческое наследие. Там хранятся коллекции из моих раскопок. Одна из них полностью. Это результаты раскопок «царского» курганах на памятнике Бугры в Рубцовском районе. В их числе единственная часть мумии, которую мы нашли в степной зоне! Обычно такие экспонаты находят в Горном Алтае. В Эрмитаже проходила моя преддипломная практика. В первый день я буквально выполз из музея. Все было чрезвычайно интересно. Хотелось охватить как можно больше экспонатов. Я посетил большое количество музеев разных стран. Был и в нью-йоркском «Метрополитен-музее», где собраны экспонаты со всего света. Там не удалось посмотреть и малой части того, что было: увлекся экспозициями Древнего Востока. Думаю, что для будущего нашего города нужны интересные музеи. Пока что вижу, у нас в этом плане есть проблемы, их необходимо преодолеть. Наша кафедра, к слову, готовит таких специалистов. Со временем должны быть результаты. Музеи играют важнейшую роль в патриотическом воспитании.

Как да Винчи

Я не могу долго заниматься одним делом. Запомнился один сюжет в произведения «Чума» Альбера Камю, когда писатель, подающий надежду, всю жизнь работал над началом своего великолепного романа и в конце жизни понял, что первый был самым лучшим. В детстве я понял, что у каждого человека есть потенциал, но не каждый понимает какой. Потому задался целью попробовать многое, чтобы понять, где и каких результатов достигну. Очень интересным мне показался опыт Леонардо да Винчи! Я также пытался найти оптимальную формулу организации своей деятельности. Этому, кстати, нас учили в педагогическом училище. Но жизнь меняется и приходится перестраиваться. Сейчас стараюсь больше работать утром, ве-чером занимаюсь чем-то рутинным, чтобы разгрузить мозг. Уверен, общение очень важно, оно и есть движение. Можно прочесть тысячу книг и остаться балбесом. Но если обсуждать эти же книги с кем-то еще, то развиваешься. Отдыхаю в выходные на даче – у нас 9 соток, на мне сад и картошка, на супруге – огород. Дети в помощниках.

Второе Эльдорадо

Благодаря свое работе я побывал в более чем 25 странах. Но ни одна из стран меня не привлекла. Россия – лучше всех. Я получал множе-ство предложений по работе в других городах. Но уезжать не стал: Барнаул — город комфортный. И климатически, и в целом. Как историку мне еще нравится, что он полиэтничен. И потом, у Алтая богатейшая история, он – настоящее археологическое Эльдорадо.

Рекомендация

Алексей Алексеевич советует: читайте классику! Его любимые писатели: Иван Бунин (у него, по мнению профессора, сочная манера повествования и описания), Юрий Кузнецов (его зовут «второй Бунин»), а также Эрих Мария Ремарк и Джон Фаулз.

Полина ШЕВЧУКОВА

Поздравляем

Алексей Алексеевич – ученый международного уровня с высокими наукометрическими показателями. В 2022 году он по праву получил звание «Профессор года». Его кафедра стабильно занимает высокие места в университетском конкурсе. Стараниями А. А. Тишкина в университете открылись дорогие его сердцу направления «антропология и этнология», «археология». Его любят коллеги, обожают студенты. Не только благодаря блестящему интеллекту, глубоким и разносторонним знаниям и даже не только личной харизме. Это открытый, общительный и очень интересующийся другими человек. Он охотно знакомится, работает с разными людьми, находит подход ко многим, активно пишет в соавторстве.

Очень многие студенты, выпускники университета, аспиранты считают А. А. Тишкина своим Учителем. В орбиту его научной и педагогической деятельности вовлечены и члены его семьи: жена, дочь и сын. И на отдыхе с Алексеем Алексеевичем очень приятно общаться. Например, те, кому посчастливилось ездить с юбиляром в археологические экспедиции, помнят, как он классно поет под гитару и играет в волейбол.

Сердечно поздравляем А. А. Тишкина с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, новых научных свершений, талантливых учеников, благополучия в семье, мира и радости!

647 просмотров

Related posts

Олово – хрустит. А свинец? Рассказываем, как звучат металлы

Cherchez Kovalev

Бравый капитан