За науку

Горы, Осетия, кино – «ЗН»!

Как корреспондент «За науку» съездил на Кавказ и научился писать про кино

С 19 по 23 августа во Владикавказе прошла лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран», в которой я имел честь принять участие и представить не только газету «За науку» и Алтайский край, но и всю Сибирь! Главная цель проекта, организованного Гильдией продюсеров и Союзом кинематографистов России: дать практикующим журналистам теоретические знания о кинематографии для написания рецензий на отечественное кино. Ведь кинематограф не может без журналистики – если о фильмах не будут писать, и писать правильно и интересно, то их не будут и смотреть.

Я оказался во Владикавказе, можно сказать, случайно. Увидел на сайте одного из региональных СМИ новость о том, что проходит конкурс рецензий для журналистов. Я никогда не писал подобные тексты, но решил попробовать свои силы на кинематографическом поприще. Посмотрел фильм «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, написал на него не самую положительную рецензию (с ней можно ознакомиться на сайте «ЗН» – материал «Компромисс Говорухина»), заполнил заявку. Стал ждать, не питая больших надежд на победу. И вот в один из теплых июльских вечеров мне позвонили организаторы и я услышал: «Ваша рецензия вошла в двадцатку лучших работ со всей России».

Владикавказ встретил нас, участников Лаборатории, отличной погодой, что дало сил работать весь день: мероприятия начинались в полдень и шли до самого вечера. На открытии в Доме кино, где мы и провели следующие пять дней, с приветственными речами выступили представитель комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северной Осетии — Алании Алла Мартазанова, руководитель республиканского отдела Союза кинематографистов Индира Черджиева. Также свое слово сказали и организаторы проекта – председатель Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филипп Кудряшов и Максим Васюнов, обозреватель «Российской газеты» и один из экспертов.

– Очень хочется, чтобы мы были искренними друг перед другом и посвятили время тому, чему целую жизнь посвящают эксперты, которые будут проводить наши мастер-классы, – подчеркнул Филипп Кудряшов. – Ведь создание любого фильма занимает в среднем около трех лет, а то и больше, но на экране мы смотрим его в течение примерно двух часов. И когда зрители выходят после просмотра, то на привычный вопрос «Как вам картина?» отвечают: «Зашло». Или наоборот. А ведь это огромный пласт жизни создателей фильма. И мне, как продюсеру, важно, чтобы зритель научился понимать, что такое кино.

Затем состоялся мастер-класс. Первым экспертом стал Илья Казанков, который предложил для обсуждения свой новый фильм «Позывной “Пассажир”», рассказывающий о московском мажоре, который едет на Донбасс и присоединяется к отряду добровольцев. После просмотра участники Лаборатории задавали режиссеру вопросы про фильм: от выбранной злободневной темы до отдельных режиссерских задумок и приемов.

Вторым экспертом выступила актриса Ольга Хохлова, вместе с которой участники посмотрели культовый фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». На примере этого фильма она разбирала актерскую игру и рассказывала журналистам о том, как оценивать игру актеров в рецензии, и на личном примере показала, как это сделать. И даже спела музыкальные кинохиты «Вальс Бостон» и «Помоги мне».

На второй день Лаборатории режиссер документального кино Светлана Быченко продемонстрировала свой фильм «A lumine motus/Меня приводит в движение свет». Эта картина является нестандартной «документалкой» – в ней нет закадрового текста, она только показывает живую природу нескольких заповедников такой, какая она есть.

Четвертым по счету экспертом стал заместитель председателя Союза кинематографистов России, президент Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский, который показал игровой фильм «Храм» режиссера Рауфа Кубарева. После просмотра участники очень активно дискутировали с Алексеем, потому что показанный фильм вызвал очень яркие, но по большей части негативные эмоции у всех присутствующих. Настолько, что некоторые даже покидали зрительный зал. Признаться, я тоже хотел выйти, но сдержался. Не буду пересказывать фильм, скажу лишь, что не рекомендую его к просмотру.

В третий день в Доме кино прошла премьера – участники Лаборатории посмотрели фильм «9 секунд», который привез во Владикавказ продюсер Юрий Обухов. Картина выйдет во всероссийский прокат только 26 сентября. Юрий Михайлович рассказал о том, как они снимали этот фильм, собирали информацию о его герое Алдаре Цыденжапове. Съемочная команда ездила в Забайкалье, общалась с родителями и друзьями парня, который ценой своей жизни спас корабль Тихоокеанского флота и весь его состав.

На втором за день мастер-классе выступил Александр Носовский – оператор, снявший фильм «9 секунд», «Календарь ма(й)я», который показали в предпоследний день, и «Отель», на примере которого Александр Николаевич рассказал о секретах операторской работы: длине кадра, правилах композиции, роли движения и других профессиональных тонкостях.

Четвертый день Лаборатории мог показаться детским – в первой половине дня мы смотрели сборник анимационного кино, а во второй – семейный фильм «Календарь ма(й)я». Миф о том, что мультики – для детей, развеяла киновед Алена Сычева, которая показала мультфильмы «Обида», «Два трамвая», «Теплая звезда», «Уважаемые пассажиры», «Мы не можем жить без космоса» и «Алиса и ее удивительные друзья». Алена Сергеевна рассказала, как правильно различать формы и техники в анимационном кино, как определить целевую аудиторию рецензии на анимацию, где и как смотреть авторское анимационное кино, насколько обширна анимационная география в нашей стране. Например, в Республике Алтай есть студия, которая снимает аниме про Александра Невского.

Эксперт Виктория Фанасютина показала свой фильм «Календарь ма(й)я», оператором в котором стал ранее упомянутый Александр Носовский. Кинолента рассказывает о трех учениках шестого класса, которые случайно попали во временную петлю и теперь живут все дни не вперед, а назад. После просмотра фильма Виктория рассказала о трудностях, с которыми пришлось столкнуться во время съемок: съемки проходили в 2020 году во время карантина, пришлось переносить место съемок из Калининграда в Санкт-Петербург, несколько раз переписать сценарий… Также режиссер рассказала о проблематике рецензий на семейное и детское кино и дала советы журналистам.

В заключительный день киновед Светлана Старостина продемонстрировала три произведения – свой документальный фильм «Созвездие Петра Чердынина», анимационный «Ау!» Тимофея Шилова и игровой «Первые на Луне» Алексея Федорченко. Обозреватель же «Российской газеты» Максим Васюнов показал фильм «Дневник поэта» Булата Юсупова. Оба заметили: в любой рецензии важно соблюдать некоторые правила: не пересказывать сюжет фильма, не быть категоричным, цитировать киноленту.

После выступлений прошло торжественное закрытие Лаборатории, на котором участникам выдали сертификаты об участии и задания – по приезде домой нужно написать рецензию на региональный фильм, название которого было скрыто в конверте. Авторы трех лучших текстов получат призы – 100, 50 и 25 тысяч рублей. Мне выпал фильм «Суворовец 1944» режиссера Дениса Казанцева. Символично, что мне, сибиряку, попался фильм, снятый новосибирской студией кино в Колыванском районе области. Думаю, эти совпадения не случайны и удача снова мне улыбнется.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ

 

 

344 просмотров

Related posts

То лапы ломит, то хвост отваливается

Алина Фоменко

Фоторепортаж с Дня знаний в АлтГУ

Для размаха место есть