4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. Этот праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Многие знают о том, что до польской интервенции страной правил Лжедмитрий I, но кто он и почему пришел к власти, не все знают. Корреспондент «ЗН» поговорил об этом с доцентом кафедры отечественной истории АлтГУ Денисом Бобровым.
Феномен самозванчества в XVI–XVII веках обоснован туманными обстоятельствами гибели в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. В 1591 году происходит Угличский инцидент, по официальной версии там был несчастный случай – во время приступа эпилепсии малолетний царевич истыкал себя ножом. Расследование официальной комиссии, которую возглавлял Василий Шуйский, не устраивало многих людей, и то, что прощание с царевичем было скомканным, приведет к тому, что будут появляться самозванцы. Наиболее известными являются Лжедмитрий I и Лжедмитрий II по прозвищу Тушинский вор. По поводу их личностей ведутся споры. Но большинство сходится во мнении, что Лжедмитрий I – это Григорий Отрепьев, беглый монах, бывший мелкий дворянин, который бежал в Речь Посполитую и для того, чтобы продвинуться в польской политической системе и занять в ней определенное место, заявил, что он выживший царевич Дмитрий, претендент на трон. Между ними действительно было определенное сходство, если судить по их сохранившимся изображениям. Но насколько можно судить о сходстве 10–11-летнего ребенка и двадцатипятилетнего мужчины? Были какие-то общие признаки, но не более того.
Лжедмитрий I вынашивал план похода на Москву, ему бы не удалось это сделать своими силами, потому польская элита ему значительно помогла, в том числе войском.
Поход проходил через территорию Украины, большая часть которой находилась в составе Речи Посполитой, а меньшая в составе Российского государства. Проходя через эти земли, Лжедмитрий встречал серьезное сопротивление российских правительственных войск, одну крупную битву он проиграл, другую же выиграл. Это было связано с тем, что в это время в Москве происходили странные события: неожиданно умирает Борис Годунов, который пытался передать власть своему сыну Федору, но этому противилось боярство, потому что это обозначало бы установление династии Годуновых на престоле. Боярам был выгоден самозванец на троне, они рассчитывали на его лояльность по отношению к ним и на эффект «ручного царя». Но этого не произошло – как только Лжедмитрий I пришел к власти, он стал проводить самостоятельную политику: ввел налоговые послабления для жителей юго-западных земель страны, провозгласил себя императором, хотя это не имело никакой юридической и политической силы. Были и другие вещи, которые раздражали боярство: он одевался в короткие одежды, брил бороду и не спал после обеда. Послеобеденный сон – давняя русская традиция, которую самозванец не соблюдал. В общем, совокупность факторов привела к тому, что его свергли. Заговор возглавил Василий Шуйский, глава комиссии по расследованию Угличского инцидента.
Марина Мнишек – это его жена, дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишека, который занимал довольно статусную позицию в Речи Посполитой. Но возможность продвинуться по политической лестнице в Москве привлекала их намного больше, поэтому они с отцом переезжают сюда, и Марина выходит замуж за Лжедмитрия I.
После свержения Лжедмитрия I Марина Мнишек с отцом оказались в тюрьме под Ярославлем, откуда они сбежали через несколько лет. В 1606 году на престол вошел Василий Шуйский, одна из самых неоднозначных фигур в истории Смутного времени. При нем практически сразу вспыхивает крестьянское восстание Ивана Болотникова, которое удается подавить, но вскоре появляется новый самозванец – Лжедмитрий II по прозвищу Тушинский вор. До сих пор нет ни одной внятной версии о том, кем он был на самом деле. Большинство экспертов склоняются к тому, что это был учитель из Стародуба, но это подвергается большому сомнению потому, что с вероятностью в 90 % он не умел читать и писать, так как лично не подписал ни одного документа.
Лжедмитрий II начал собирать коалицию против Василия Шуйского, но ему не хватило сил для захвата Москвы, потому он разбил лагерь в подмосковном селе Тушино, так он и получил свое прозвище. После чего возникла патовая ситуация: ни Шуйский, ни Лжедмитрий II не смогли одержать победу друг над другом и образовалось двоевластие. Тогда же появилось уникальное явление – «бояре-перелеты»: те, кто служил и получал жалование и от Шуйского и от Лжедмитрия.
Когда Марина Мнишек узнала о том, что вблизи Москвы появился Лжедмитрий II, который заявлял о себе как о выжившем Дмитрии Ивановиче, и когда ей удалось попасть в Тушино, Марина признала нового Лжедмитрия своим мужем. Это способствовало повышению уровня легитимации его власти, а ей возвращало потерянную политическую репутацию.
После окончательного разгрома тушинского лагеря в 1609 году Лжедмитрий II бежал под Калугу, где был убит своими приспешниками. Такова судьба многих руководителей неудавшихся восстаний – они становились жертвами своего окружения, которое решилось их устранить по политическим или личностным причинам. Судьба Марины Мнишек тоже не завидная: после свержения мужа она полностью потеряла свою политическую репутацию, а ее сын от Лжедмитрия II – Воренок – тоже не снискал политической славы: его кандидатура фигурировала на Земском соборе 1613 года, но какой-либо поддержки среди боярства и населения не получила.
После завершения Смуты интенсивность и активность самозванства как явления пошла на спад, хотя полностью оно прекратится только в конце XVIII века после восстания Емельяна Пугачева.
Мстислав ВЯЗАНЦЕВ