К юбилею ИЦТЭФ «ЗН» поговорила с его выпускником, посвятившим себя науке и родному университету, – кандидатом физико-математических наук, проректором АлтГУ по развитию международной деятельности Романом Ильичом Райкиным.
Вся жизнь Романа Ильича связана с Алтайским государственным университетом. Он – выпускник первого потока магистратуры АлтГУ 1996 года по направлению «физика». Начал трудовой путь ассистентом кафедры теоретической физики, работал старшим преподавателем, доцентом, заместителем декана физико-технического факультета по учебной работе. С 2015 года – проректор по развитию международной деятельности. Соавтор более 120 научных трудов в области астрофизики высоких энергий, дистанционного зондирования Земли из космоса, международного научно-образовательного сотрудничества, информационных систем и технологий. Активный участник астрофизической группы АлтГУ, входящей в крупную международную гамма-астрономическую коллаборацию TAIGA, развивающую уникальную научную инфраструктуру класса мегасайенс. Неоднократно представлял университет на крупнейших международных научных форумах и конференциях.
– Роман Ильич, почему вы выбрали физику? Вы прекрасно учились в школе и могли пойти в любой вуз и на любое направление. Тем более вы же еще профессионально занимались спортом, что за магнит притянул вас на физический факультет?
– Вы знаете, я достаточно рано, лет в шесть-семь, начал интересоваться физикой, и это увлечение быстро переросло в желание заниматься физикой профессионально. Дело в том, что в моем детстве, в конце семидесятых – начале восьмидесятых, были свежи воспоминания о «золотом веке физики», и имидж у физиков был такой – суперлюди, гиганты, кардинально изменившие мир, сделавшие страны, где развита физика, лидерами в технологиях, а следовательно – в экономике.
Только что появившиеся компьютеры ассоциировались именно с физикой и физиками больше, чем с мифическими айтишниками. Тогда ни слова такого, ни профессии еще не существовало, а вместо «компьютер» говорили «ЭВМ». Не было интернета, но были детские книги (и папа мне их часто покупал), где очень доступно и профессионально рассказывалось о физике и других естественных науках. Работали всего два телеканала, но на второй кнопке по утрам показывали просветительские передачи, в том числе для школьников. Так меня увлекла и захватила физика. А в спорте, несмотря на то что я действительно занимался в группе с талантливыми ребятами, многие из которых вышли на международный уровень, я не был настолько перспективен, чтобы всерьез выбирать между спортивной карьерой и учебой на физическом факультете.
– Что чаще всего вспоминаете из своего студенчества?
– Студенчество – веселая и яркая пора. Мы пытались максимально насытить и разнообразить свою внеучебную жизнь. Я, будучи легкоатлетом, выступал за университетскую команду: в начале мая обязательно бежал праздничную эстафету на проспекте Ленина. Конечно, мы играли и в компьютерные игры, тогда сверхпопулярным был организуемый активистами с матфака и физфака чемпионат по пентиксу (слегка усложненный тетрис). Я в нем не участвовал, но в другие игры мы, конечно, «резались» активно. Несмотря на тяжелые в смысле финансирования годы, удавалось поучаствовать в студенческих олимпиадах, в том числе в других городах. А наша собственная олимпиада по компьютерной физике была очень популярна в России и даже за ее пределами. К сожалению, слуха у меня нет, а музыкальную школу я бросил, едва начав, но песни под гитару у физиков – это обязательная часть «корпоративной культуры».
– Кого вы можете назвать своим учителем в науке и почему?
– Есть много преподавателей, которые оказали на меня значимое влияние, возможно, даже не уделяя персонально мне много времени. В этом и ценность университета – достаточно иногда пару минут поговорить с ярким и талантливым человеком, например, сдавая ему лабораторную работу или зачет (разумеется, не посредством цифрового сервиса, а непременно лично), чтобы твое мироощущение и мотивация кардинально изменились.
Но главный мой учитель – это, конечно, профессор Анатолий Алексеевич Лагутин, бессменный руководитель известной во всем мире астрофизической группы АлтГУ.
Благодаря ему я познакомился и со своими научными «дедушкой» и «прадедушкой» – профессорами Владимиром Васильевичем Учайкиным – отцом-основателем физфака в Алтайском госуниверситете и Анатолием Михайловичем Кольчужкиным – легендарным профессором кафедры экспериментальной ядерной физики Томского политеха. К сожалению, Анатолия Михайловича уже нет с нами. Все они – выходцы из Томской научной школы.
– Вы были звездой первого магистерского потока по направлению «физика», первым из студентов АлтГУ побывали на стажировке в Японии. Расскажите о том, как вас увлекла большая наука… и сложно ли было учить японский язык?
– Да нет, звездой никакой я не был. Наш поток был очень силен, как-то так получилось, что в тяжелые 90-е в нашей группе сформировался крайне интересный коллектив. Большинство ребят сделали очень успешные карьеры и в науке, и в бизнесе, и как руководители.
На стажировку в Японию я попал позже, сразу после защиты кандидатской диссертации. Моей заявке на конкурс дал рекомендацию большой друг нашей кафедры – профессор Акэо Мисаки – и с такой рекомендацией меня не могли не утвердить. Стажировался почти год в Университете Сайтама, всего в часе езды от Токио. Японский язык я, к своему стыду, учить не стал, общался по-английски. Сейчас очень жалею об этом, но тогда мне казалось, что нужно использовать максимум времени на научную работу. Нужно сказать, что прекрасные условия и отсутствие дополнительной нагрузки, конечно, сыграли свою роль – в Сайтаме я провел расчеты, которые легли в основу целого цикла научных статей. А в Японии с тех пор я был еще раз пять, и меня очень привлекает эта страна, ее культура.
– Большая часть ваших научных статей посвящена космическим лучам. Если я не ошибаюсь, вы решали задачу определения массового состава ШАЛов (широких атмосферных ливней. – Прим. ред.). В чем ваше научное открытие?
– Да, главная задача, решением которой я занимаюсь, – это как по косвенным данным о частицах очень высокой энергии, прилетающим из космоса, восстановить их химический состав. Это необходимо, чтобы выяснить их происхождение. Задача решается разными методами, но пока данные противоречивы. На основе идеи моего научного руководителя, которая легла в основу моей кандидатской диссертации, нам удалось предложить новый метод. Но применить его к реальным данным не так просто: установки, регистрирующие те самые ШАЛы – каскады частиц в атмосфере, очень дорогостоящие и сложные, а данные, которые они поставляют, подвержены влиянию многих факторов.
– Вы много лет проректор по международной деятельности в АлтГУ, но при этом продолжаете заниматься наукой и преподавать. Читаете курс по основам теории сжатия и кодирования информации и, конечно, по астрофизике. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Я очень не хочу отказываться от преподавательской деятельности, несмотря на высокую загрузку. Мне кажется, очень важно для любого, кто работает в университете, – общаться со студентами, не терять навык методической работы, использования новых технологий. Те курсы, которые я веду, мне близки и интересны, и я надеюсь, мне удается убедить в их важности и нужности студентов.
– Как настоящий физик вы увлекаетесь гаджетами, если не секрет, какими?
– Мой основной инструмент исследований – компьютерное моделирование. Поэтому я, конечно, люблю компьютеры, интересуюсь ими, слежу за новыми технологиями. В той части, где не касается работы, это превращается в хобби. Например, смартфон на последние деньги я купил задолго до появления захватившего впоследствии рынок айфона, чтобы воочию увидеть эту «игрушку» и составить свое мнение о перспективах ее распространения и влияния на общество. Чего-то экзотического я припомнить не могу, но те гаджеты, которые всерьез меняют наш, как теперь говорят, «пользовательский опыт», я стремлюсь попробовать лично. Достаточно затратное увлечение, но оно позволяет быть «на острие». В конце концов это важно и для качественного наполнения моих курсов.
– Что вы пожелаете родному институту на юбилей?
– Физтех – это место, где возможны чудеса. Желаю родному институту сохранять атмосферу творчества, вдохновения, оптимизма и юмора, которая всегда нас отличала! Уверен, что новый золотой век физики уже наступил и именно выпускники физтеха нужны человечеству как никогда!
Соб. инф.