Дни молодежной науки

Вся соль в сахаре

Прославляют АлтГУ не только именитые преподаватели, но и перспективные молодые ученые. В числе таких исследователей преподаватель кафедры клинической психологии Анна Александровна Кислых. Еще студенткой она увлеклась наукой и продолжает заниматься ей по сей день.

– Анна Александровна, почему вы решили связать жизнь именно с психологией?

– Желание стать психологом возникло еще в выпускном классе, но я долго сомневалась, какую профессию мне выбрать: психолога или юриста. Выбрала первую, но юридическое образование тоже получила. На самом деле чем больше дел у человека, тем больше он успевает. Когда у нас нет определенного дедлайна, нам свойственно откладывать задачи из раза в раз – и так до бесконечности. Так вот, когда я уже училась, в 2015 году, многие были уверены: профессия психолога не требует образования. Но это совсем не так! Чтобы оказать человеку психологическую помощь, нужно обладать набором различных знаний в этой области, к тому же каждый человек индивидуален и к каждому нужен свой подход. Сейчас все иначе, в штате многих организации есть ставка психолога. Это тренд, это актуально. Люди все чаще обращаются к психологам за помощью, что в очередной раз подтверждает: наша профессия – нужна и важна.

– Я знаю, что вы учились на нескольких направлениях…

– Да, я оканчивала бакалавриат по направлению «психолого-педагогическое образование», потом училась в магистратуре на направлении «психология личности», а в прошлом году окончила аспирантуру уже по профилю «психологические науки», там же прошла курсы переподготовки по направлению «клиническая психология» и пришла преподавать на кафедру клинической психологии. Получается, что с самой первой ступени начала свое профессиональное становление в классическом университете. Параллельно занимаюсь научной деятельностью, совершенствую профессиональные навыки и пишу диссертацию по теме «Жизненные перспективы подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом».

– Как давно вы занимаетесь научной деятельностью?

– Занялась наукой с конца второго курса, был 2015 год, и с того момента не оставляла ее ни на минуту. И все это благодаря моему первому научному руководителю – заведующей кафедры клинической психологии к. п. н. Анне Сергеевне Кузьминой. Сначала была работа с научными статьями, публикации в журналах, потом участие в конференциях и олимпиадах, причем не только внутри вуза, но и за его пределами. Получали первые места и подтверждали качественный уровень подготовки, полученный в АлтГУ. Все это стимулировало меня не останавливаться на достигнутом и уверенно развиваться в науке, идти в аспирантуру – и только вперед! Перед новым годом мне удалось съездить на стажировку в Москву, побывать в Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова. Эта конференция стала хорошей возможностью для налаживания связей с коллегами из других вузов. Исследователю просто необходимо быть в гуще мировых и особенно научных событий.

– Анна Александровна, скажите, почему темой ваших научных работ стало такое заболевание, как сахарный диабет? Как это связано с психологией?

– Проблематика моих проектов и диссертационной работы была определена давно, еще с научным руководителем – доцентом кафедры общей и прикладной психологии Мариной Валерьевной Шамардиной. Мой первый проект «Построение жизненной перспективы подростков с сахарным диабетом первого типа» продолжается, а нынешний, под названием «Формирование образа будущего у подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом в зависимости от типа отношения к болезни», детализирует его, углубляя область исследования. Над новым проектом работаю одна, однако он входит в большой стратегический проект по здоровьесбережению в рамках программы «Приоритет-2030». В настоящее время мы наблюдаем пик заболеваемости сахарным диабетом, им все чаще заболевают дети и подростки. Что, конечно, требует внимания со стороны различных специалистов, в частности психологов. Пациентам требуется грамотное психологическое, не только медицинское, сопровождение.

– Расскажите подробнее о своей проектной научной деятельности.

– В рамках проектов проделано немало работы, могу сказать так: результат есть! Научная работа проводилась на базе Алтайской краевой клинической детской больницы. Была исследована группа подростков с сахарным диабетом, проведена работа с их родителями. Изучались отношения к болезни у родителей и детей. Нам было интересно установить, какие планы они строят на жизнь и как видят свое будущее. На основе полученной информации разработаны буклеты для родителей, для подростков, для врачей и медицинского персонала. Но это еще не итоговый результат. Сейчас в рамках существующей в этой больнице школы сахарного диабета я провожу встречи с родителями подростков, у которых только манифестировано заболевание. Ведь родителей оставлять без внимания нельзя, потому как семья играет ключевую роль во время заболевания. Если родители будут отрицать его, то и ребенок будет придерживаться подобной позиции, что может привести к ряду осложнений и снизит качество жизни всей семьи. На встречах мы проговариваем все эмоции и чувства, которые дети сейчас переживают. Важно, чтобы они понимали: с этой болезнью может столкнуться каждый. Между тем работаю и с родителями, чьи дети столкнулись с сахарным диабетом уже давно. С самими подростками, которые настроены на развитие коммуникативных навыков и навыков социальной адаптации, на повышение саморегуляции и самоконтроля. Ведь ребенок должен понимать, что он ответственен за свою жизнь. Именно в этот момент ему особенно необходима помощь.

– У молодых ученых возникают сложности в воплощении идей, проектов, грантов?

– Думаю, сейчас у молодых ученых, как никогда, есть возможности для развития. Предлагаются различные научно-образовательные альтернативы: академическая мобильность, грантовая деятельность, стажировки. Это активно поддерживается, если в проектах прослеживается целесообразность и перспективность. Конечно, многих останавливает большой перечень необходимой документации, но эти бюрократические задачи решаемы. Могу сказать, что проблем с подачей заявок у меня не возникало.

– Вы, как и многие, совмещаете науку с преподаванием. Сложно?

– Впервые работать со студентами я пробовала на практике. Тогда полагала, что не хочу быть преподавателем, но как это часто случается: пока не попробуешь – думаешь одно, а попробуешь – получается совсем другое. Так вот, преподавание – определенный вектор развития, который изо дня в день дает новый опыт. При подготовке к занятиям ты повторяешь изученный ранее материал или же узнаешь новый, выстраиваешь общение со студентами. Из-за отсутствия большого опыта иногда бывает сложно, но это лишь дело времени.

Книги

  • Юлия Гиппенрейтер «Введение в психологию»,
  • «Общаться с ребенком. Как?»,
  • «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
  • Гэри Чепмен «Пять языков любви».
  • Роберт М. Сапольски «Почему у зебр не бывает инфаркта».

Алина ФОМЕНКО

489 просмотров

Related posts

Идти навстречу себе: выпускники АлтГУ рассказали о том, как найти себя в профессии

Юлия Дильман

Публикуем программу весенней сессии 22–27 апреля

Наука – молодежи