Кофе, майский вечер, уединение на улице с любимой книгой – казалось бы, ничего не может быть лучше. А что, если вместо пористых бумажных страниц, у вас будет собственный гид, который расскажет все понятно и интересно?
Не так давно прошла открытая лекция «Как смотреть современное искусство. На лучших примерах от русских художников» в рамках проекта «Культурный кот». Программа реализуется на средства гранта Президента РФ. Место встречи – Renoir Coffee – та самая тайная кофейня города Барнаула, что скрыта от городской суеты во внутреннем дворике. Красные кирпичики здания, столики, немного людей – тех самых ценителей прекрасного, проектор прямо на улице. На импровизированной сцене выпускница АлтГУ искусствовед Лидия Рыжова с упоением рассказывает о русских художниках.
Отмычки к искусству
Перед началом лекции нам раздали памятки, в которых даны ключи к разгадке современного искусства. По-другому, краткий конспект. Он поможет понять, что происходит на картинах в выставочном зале, а также послужит напоминанием об этом дне.
– Главная задача искусства – пробуждать в нас чувства. Проживать все то, что мы испытываем, глядя на картину, – отмечает Лидия Рыжова. Не зря психологи советуют экологично выражать свои эмоции. Самый простой способ – погулять по выставочному залу, внимательно рассмотреть и вникнуть в каждую деталь полотна.
– Для того чтобы понимать произведения современного искусства, следует соблюдать пять правил: смотреть на объект перед нами, читать текст, обращать внимание на окружающую обстановку, знать личность художника, а еще придерживаться собственного мнения, – говорит спикер. Тут же она приводит интересное сравнение. Когда в классическом искусстве все задумываются над тем, почему женщина на картине увела взгляд в сторону, какой наряд на ней… Что хотел передать художник тем самым? А современное искусство лежит на поверхности.
А тексты легальны?
Еще одна составляющая искусства – текст. Как часто вы обращаете внимание на описание под картиной или слова в самом произведении? Еще одна отмычка на пути к разгадке – не только прочитайте экспликацию, но и попытайтесь понять. А дальше все просто – перескажите то, что видите. Например, Павел Арсеньев в своих работах «Фрагменты идеологического серфинга» поднимает проблему красоты городских тротуаров и дорог. Он неоднократно задает вопрос: почему не борются с надписями на асфальте по типу рекламы, услуг и предложений, но зато активно протестуют против искусства? Оно ведь не вредит, не загрязняет город и создается ради эстетики.
Ищем скрытый смысл
Предмет в современном искусстве – это всегда скрытая метафора. Например, Иван Горшков свою выставку «Утопия драконов» посвятил созданию фантастических произведений из мусора! Да, все то, что мы воспринимаем как нечто ненужное и лишнее, превращается в настоящую драгоценность.
– Любой предмет, которого коснулась рука мастера, зрители наделяют особой ценностью, – подчеркивает Лидия Рыжова. – Не всегда современное искусство рассказывает историю, иногда это просто красиво! Проще всего определить, о чем говорит тот или иной объект на картине, ответив на вопросы: «На что похож? Чем ценен? Что вызывает? В каком интерьере находится?».
Оглянись!
Посмотри вокруг
Многое зависит и от окружения. Это следующий пункт, который следует учитывать, чтобы стать знатоком в мире искусства. Огромную роль играет место, в котором находится картина. Будь это выставочный зал, тротуар, стены гаражей или фасад промышленных зданий – везде произведение будет приобретать свой смысл. «Несущая конструкция» – труба от нефти выставляется в музее Романа Абрамовича «Гараж», который в свою очередь спонсирует нефтяная компания.
– Художник показывает, что красивое искусство стоит на труде десятков тысяч мужчин, и если бы не эти трубы, то не было бы искусства в Москве, – проводит аналогию Лидия Рыжова. Однако если бы это произведение не выставлялось в таком солидном месте, наверняка никто бы не обратил внимания ни на него, ни на его скрытый смысл. Всего три вопроса помогут разгадать любую картину: «Где вы? Что цитирует автор? Какая связь между экспонатом и местом?»
Личность – превыше всего
Иногда для того, чтобы понять произведение искусства, необходимо обратить внимание на личность художника и события, которые происходят в его жизни прямо сейчас. Работа Андрея Кузькина «По кругу» – метафора его жизни.
– Автор залил цементом бассейн, в центре – кол, один конец веревки привязал к колу, другой – к себе. Художник ходит по кругу, погружаясь в цемент все глубже, – поясняет Лидия Рыжова. – Дело в том, что он работал в дизайнерской конторе с 8:00 до 17:00. Андрею казалось, что каждый день похож на предыдущий, будто он погряз в рутине. Задайте всего два вопроса: кто он и откуда? А еще познакомьтесь с другими работами мастера.
Самое ценное – зритель
Последний ключик к разгадке современного искусства – это собственное мнение, критический анализ. После того как вы оцените картины по всем пунктам – обсудите увиденное. Надо полагаться на собственные ощущения.
– Авторство неважно, каждый из нас может быть художником! Не умеете рисовать – не беда, фотографируйте. Проект художника Владимира Архипова «Самодельная Россия» отличается тем, что он делает выставку не своих работ, а других ремесленников.
Художник специально ездит по селам и деревням, находит инженеров, которые делают из простых предметов разные приспособления для облегчения труда. Это может быть ванна, приплавленная к кровати, трехколесный велосипед с двумя большими корзинками, интересные детали и механизмы. Так жители находят творческий подход к созданию новых вещей, а Владимир Архипов выставляет и показывает креативность людей, – подмечает Лидия.
Напоследок эксперт посоветовала быть в мире искусства инопланетянином: задавать вопросы, даже глупые, и смотреть на мир с широко раскрытыми глазами.
Ксения СТАРОСЕЛЬЦЕВА
Фото автора