История форума

V международный образовательный форум «Алтай – Азия»

Сегодня, 15 сентября, открывается форум «Алтай – Азия». Вот уже в пятый раз АлтГУ объединит лучшие образовательные практики ведущих университетов – как российских, так и зарубежных. В день открытия форума «ЗН» рассказывает, как он зарождался и каких результатов удалось достичь за эти годы.


I форум

Первый образовательный форум «Алтай – Азия» состоялся 18–20 сентября в 2012 году. Именно тогда в Алтайском госуниверситете прошло обсуждение злободневной темы: «Модернизация профессионального образования в России и в мире: новое качество роста». В нем участвовало ни много ни мало – 400 человек из 6 стран, 44 регионов РФ и более 100 университетов!

Экспертов – ректоров, преподавателей и других специалистов в сфере образования – прежде всего интересовало, какие новые технологии, форматы и средства внедряются в образовательный процесс, как они сказываются на его качестве. Тогда же прошли и мастер-классы «Как вузам найти дорогу к бизнесу?», «Дистанционное обучение: за и против», «Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании» и др. Как сообщает газета «За науку» от 27 сентября 2012 года, «с проектных сессий начал свою работу второй день форума. За два часа участники обсудили актуальные вопросы законодательства в системе образования, проблемы послевузовского образования, профилактическое образование в системе ПО, международные программы профессиональной переподготовки специалистов».

Участников форума, отметив его вклад в дело развития высшего образования РФ, тогда поздравили руководители десятков образовательных организаций и представители госорганов власти. В том числе руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л. Н. Глебова, председатель совета РФФИ В. Я. Панченко, губернатор Алтайского края А. Б. Карлин и другие. На форуме выступила и директор Института образования НИУ «Высшая школа экономики» профессор И. В. Абанкина. Ирина Всеволодовна рассказала об университетской фрикономике: «Современный университет можно рассматривать как микромодель нового общества с новой экономикой, как бы инкубатор общества, основанного на знаниях. Академические свободы, студенческое самоуправление, организация научных коллективов, включающих и преподавателей, и студентов на принципах проектной самоорганизации, динамизм стремительного генерирования и освоения нового знания и компетенций, умение концентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы на ключевых точках роста – все это и есть желаемые характеристики современного университета». Также И. В. Абанкина заметила, что для преодоления интеллектуального и технологического отставания в российском образовании «абсолютно необходимо наращивать потенциал креативности», создавать креативные индустрии, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест. Для этого вузам нужно переходить с ведомственной на кластерную модель образования, то есть искать содружества с независимыми школами, университетами, фондами, некоммерческими организациями и коммерческими фирмами.

Только так, по мнению эксперта, можно институционально перестроить всю систему российского образования. Форум «Алтай – Азия – 2012» провели по инициативе Алтайского государственного университета при участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Администрации Алтайского края. Благодаря форуму Алтайский госуниверситет уверенно шагнул в азиатском направлении, став затем центром интеграции научно-образовательных практик евразийских вузов. Так началась история сотрудничества евразийских университетов во имя образования и науки.

Лучшие практики «Алтай – Азии – 2012»:

«Методология мониторинга и оценки качества профессионального образования: проблемы, актуальные вопросы, инновации»;

«Образование и рынок труда: стандарты, квалификации и компетенции в контексте актуальных потребностей инновационного развития России и регионов»;

«Инновационным компетенциям – инновационное образование: новые технологии, форматы и средства профессионального образования».

II форум

25–26 сентября 2014 года на базе Алтайского госуниверситета прошел уже II Международный образовательный форум «Алтай – Азия – 2014: евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». На этот раз около 200 экспертов из 10 стран, 21 регионов РФ и более 50 вузов обсуждали три важнейших проблемы: модернизация систем высшего образования на евразийском образовательном пространстве, повышение конкурентоспособности вузов и эффективное решение задач высшего образования.

Тогда к участникам форума обратился первый секретарь Посольства КНР Мэй Ханьчэн и другие важные персоны, отметив высокую значимость как самого форума, так и его целей и задач. В ходе «Алтай – Азии – 2014» были обозначены тенденции развития высшего образования и описаны интегративные процессы, с ним связанные. Кроме того, тогда же состоялись параллельные сессии, посвященные наиболее востребованным образовательным практикам: от сетевого взаимодействия вузов-партнеров до практико-ориентированной университетской среды. Один из докладчиков, ректор АлтГУ С. В. Землюков, обозначил проблему межрегиональной глобализации высшего образования. Сергей Валентинович заметил: «Одни вузы выбирают сегодня трансграничное (приграничное) сотрудничество, другие взаимодействуют с вузами отдаленных территорий, третьи комбинируют способы своего взаимодействия. В любом случае происходит усиление роли университетов в развитии самих трансграничных регионов, что в свою очередь предполагает также дальнейшее расширение и углубление международного образовательного сотрудничества, выход его на новый качественный уровень». Обсуждали эксперты и проблему независимой оценки качества образования, а также стратегии и тактики электронного обучения.

Лучшие практики «Алтай – Азии – 2014»:

«Новые вызовы и лучшие практики евразийского образовательного пространства»;

«Сетевые формы взаимодействия при реализации образовательных программ как показатель глобализации и интернационализации образования»;

«Межкультурная коммуникация на азиатском образовательном пространстве»;

«Независимая оценка качества образования: современный опыт России и азиатских стран»;

«Лучшие практики электронного обучения в условиях нового образовательного ландшафта»;

«Практико-ориентированная среда образовательного учреждения как фактор повышения качества образования».

III форум

22 сентября 2016 года открылся III Международный образовательный форум «Алтай – Азия – 2016: евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Теперь, спустя четыре года, фокус внимания 158 экспертов из 11 стран, 26 регионов РФ и 53 вузов был сосредоточен уже преимущественно на глобализационных процессах в сфере образования.

Участников форума интересовали конкуренция вузов на глобальном рынке труда, международные стандарты качества образования, инновации в образовательном менеджменте и другие наболевшие темы. На этом форуме прошел и круглый стол «Электронное обучение в непрерывном образовании: новые вызовы и лучшие практики», где рассматривались самые перспективные направления развития дистанционного образования. Эксперты – педагоги, лингвисты, психологи и другие специалисты в области гуманитарных наук – сошлись во мнении, что будущее – за практико-ориентированным образованием, которое может и должно быть качественным независимо от формата обучения. Первый проректор по учебной работе АлтГУ Е. С. Аничкин выступил с докладом «Модернизация высшего образования в центрально-азиатских странах: тенденции, проблемы и решения»: «В настоящее время в Китае насчитывается 2 500 вузов и филиалов, в которых обучаются 24 млн студентов. На втором месте Россия, где количество вузов и филиалов 1 400 и около 4,5 млн студентов. В Казахстане 150 вузов и филиалов и 800 тысяч студентов. Далее в порядке убывания следуют Монголия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.

Лучшие практики «Алтай – Азии – 2016»:

«Глобальная конкуренция и стратегии вузов в евразийском образовательном пространстве: новые вызовы и оптимальные решения»;

«Международные стандарты и современные подходы к гарантии качества образования в евразийском сотрудничестве»;

«Образовательная деятельность современного университета: новые парадигмы и взгляд в будущее»;

«Электронное обучение в непрерывном образовании: новые вызовы и лучшие практики».

IV форум

IV Международный образовательный форум «Алтай – Азия – 2020: евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики» состоялся 24–26 сентября 2020 года. Отличие этого форума от предыдущих: дистанционный формат, обусловленный сложной эпидемиологической обстановкой в мире. Однако, несмотря на онлайн-участие экспертов, форум оказался не менее результативным – 700 участников из 15 стран и более 50 вузов! Во время него представители различных университетов, бизнес-индустрий и госорганов власти задались актуальнейшим вопросом: каким будет высшее образования после пандемии? Чтобы ответить на него, участники дискуссии изучили передовые практики цифровой трансформации и образования, и бизнеса. Другой, не менее важный вопрос: как и на чем выстроить новейшую архитектонику образовательного процесса? Еще одна тема, касающаяся изменений в сфере образования: локальные и глобальные тренды развития научно-исследовательского потенциала университета. Наконец, участники этого форума говорили и о дидактическом – воспитательном аспекте образования. Один из треков так и назывался: «Воспитание будущих лидеров изменений: вызовы со стороны университета, общества, бизнеса и власти». Отдельная тема – новые профессии и рынок труда.

Эксперты, в том числе директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Т. В. Рябко, рассуждали над тем, нужны ли будут выпускники университета с учетом сокращения рабочих мест на рынке труда и как вузу успеть сформировать требуемые бизнесу soft skills, делая ставку на новые технологические рынки НТИ. IV Международный образовательный форум «Алтай – Азия» показал: серьезно обсуждать серьезные темы можно и онлайн, главное – правильная постановка вопроса.

Лучшие практики «Алтай – Азии – 2020»:

«Высшее образование после пандемии – тренды и вызовы»;

«Новая архитектоника образовательного пространства»;

«Научно-исследовательский потенциал университета: локальные или глобальные тренды»;

«Воспитание будущих лидеров изменений: вызовы со стороны университета, общества, бизнеса и власти».

V форум

История V Международного образовательного форума «Алтай – Азия – 2022: евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики» творится на наших глазах. Три дня, с 15 по 17 сентября, больше 400 участников из 15 стран и 53 регионов РФ будут обсуждать международные совместные и сетевые образовательные кейсы, повышающие конкурентоспособность вуза на глобальном образовательном рынке услуг. С этой целью в рамках форума пройдут четыре экспертных сессии – все они посвящены коренным социально-экономическим изменениям в сфере образования. Первая, возглавляемая президентом АлтГУ С. В. Землюковым и президентов РУДН В. М. Филипповым, касается проблемы интернационализации высшего образования в изменяющемся международном контексте.

Вторая, проводимая первым проректором по учебной работе АлтГУ Е. А. Ждановой и проректором по международной деятельности РУДН Л. И. Ефремовой, призвана выявить основные тенденции сетевого взаимодействия вузов в Российско-Азиатском научно-образовательном пространстве. Третью, посвященную цифровой трансформации и сценариям развития высшего образования в международном контексте, курируют проректор по цифровизации НИ ТПУ А. С. Фадеев и директор Центра развития онлайн-обучения УрФУ А. В. Кузьмина. Четвертую, рассматривающую феномен «внутренней интернационализации», ведут проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» А. А. Минина и президент ЮФУ, председатель Совета ректоров вузов Южного федерального округа М. А. Боровская. Кроме того, будут подняты следующие темы: «Деятельность НОЦ: новые стратегические подходы сетевого сотрудничества в области тюркологии», «Развитие магистратуры: внешние и внутренние вызовы», «Новый образ программ: цифровые компетенции (включая дополнительную профессиональную программу повышения квалификации)», «Молодые лидеры евразийских государств (совместно с Россотрудничеством)». Среди экспертов и почетных гостей пятого форума – ректоры ведущих российских и азиатских университетов, представители Минобрнауки РФ и других институций. Это замдиректора Департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Е. М. Горожанкина, президент РУДН, член Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ В. М. Филиппов, ректор РУДН О. А. Ястребов, директор Национального фонда подготовки кадров И. В. Аржанова, гендиректор Фонда развития онлайн-образования Т. В. Пустовой, исполнительный директор Центра индустрии образования Сбербанка А. Н. Видманова, президента Ассоциации азиатских университетов К. Ж. Садыков и другие.

Лучшие практики «Алтай – Азии – 2022»:

«Интернационализация высшего образования в изменяющемся международном контексте: трансформация стратегических подходов в международной деятельности вузов и поиск антикризисных решений»;

«Основные тенденции сетевого взаимодействия вузов в Российско-Азиатском научно-образовательном пространстве: стратегические приоритеты, формы партнерств. Текущее состояние и перспективы»;

«Цифровая трансформация и сценарии развития высшего образования в международном контексте»;

«Внутренняя» интернационализация: значение международного сотрудничества на локальном уровне».

Аркадий ШАБАЛИН

274 просмотров