Продолжая рассказ о молодых и инициативных преподавателях АлтГУ, «ЗН» пообщалась с доцентом кафедры общей и экспериментальной физики АлтГУ, талантливым выпускником института Александром Олеговичем Катасоновым. Многие студенты знают его еще и как куратора первого курса ИЦТЭФ, а также руководителя крупных проектов кафедры. Как студенту-физику попасть в науку? На какие запросы промышленности отзывается институт? Почему студенты выбирают работу, а не науку?
– Александр Олегович, в университете вас знают как увлеченного исследователя и хорошего преподавателя. Какая деятельность для вас в приоритете?
– Моя основная деятельность, прежде всего, исследовательская. С третьего курса я начал активно публиковаться и заниматься исследованиями в области дефектоскопии – это поиск дефектов в различных материалах электромагнитным методом. То есть происходит облучение детали электромагнитными полями, так и можно найти в ней дефекты. Важно отметить, что на каждом производстве есть отдел контроля, который производит выборку деталей, исследует их. На слуху метод исследования рентгеном, но наряду с ним еще есть и вихретоковый метод.
– А как вы вообще пришли в научную деятельность?
– Я хорошо помню, как на лабораторных по электричеству и магнетизму Сергей Федорович Дмитриев активно рассказывал нам о своей научной деятельности, о своей публикационной активности и приглашал присоединиться к научному коллективу. Самый важный урок он уже тогда нам преподал: сначала надо свое рабочее место организовать, найти в лаборатории свой уголочек. Такая возможность мне и представилась. В 2014 году на выставку научного творчества молодежи в Москве должен был поехать Владимир Николаевич Маликов, мой коллега. Но он не смог, поэтому предложили мне – выдали все оборудование, помогли приобрести билеты до Москвы, а я, в свою очередь, стал активно готовиться и изучать теоретическую часть. Моя задача была как представить наши разработки, так и познакомиться с другими, представленными на выставке. Было приятно встретить там выпускников АлтГУ: ко мне подходила девушка-журналистка, другая была выпускницей нашего факультета. Она рассказала как раз, что писала у Виктора Владимировича Полякова диплом, переехала в Подмосковье, стала лаборантом на заводе, а потом начальником целого отдела. Перспективы нашего университетского образования в развитии и трудоустройстве добавили уверенности, что направление я выбрал правильно. По итогу привез диплом и благодарность с выставки.
– Физика – масштабная наука, в ней много векторов и пространства для научной деятельности. В вашей области есть какие-то нерешенные, дискуссионные проблемы, которые уже долгое время не оставляют специалистов, или работа ведется более умеренно и точечно?
– Конечно же, мы пытаемся решать конкретные, общие методологические вопросы и расширять физические границы. Например, вихретоковый метод считается методом поверхностным, то есть электромагнитные волны слабо проникают в объекты, соответственно, мы пытаемся повысить его чувствительность, добиться большей глубины. Пробуем разные подходы (конструкционные, методологические) для разных геометрий – определяем, для какой детали какие подобрать датчики, конструируем сами датчики под разные задачи и материалы. У самого метода еще много проблем, и, соответственно, мы пытаемся их решить. Также появляются всевозможные новые объекты, такие как тонкие пленки. Они активно развиваются, и на их основе я писал диссертацию «Вихретоковый метод исследования неоднородностей и дефектов тонких металлических пленок», защитил ее в 2023 году. Большое внимание к нашему факультету было тогда, когда на МКС произошла утечка воздуха и ученые активно искали методы диагностирования станции. Вместе с Томским университетом нам было поручено создать дефектоскоп для поиска дефектов глубокого залегания в материалах, из которых сделана космическая станция, на основе вихретокового метода. Так что мне в студенчестве пришлось провести несколько летних каникул в лаборатории, чтобы вместе с преподавателями подготовить новый прибор. Я учился конструировать датчики, переделывать новые конструкции.
– Находятся молодые ученые, которые и гранты получают для своих исследований…
– Да, и я тоже принимал участие в таких проектах. Та же моя диссертация была написана на грант по поддержке молодых исследователей от фонда РНФ. Соответственно, отчетом по гранту стала моя успешная защита в 2023 году. А сейчас мы с Владимиром Николаевичем Маликовым готовим заявку на получении гранта также в области дефектоскопии. В рамках программы «Приоритет-2030» наш институт создает цифровую лабораторию материаловедения. Я руковожу этим проектом и сейчас закупаю оборудование, компоную саму лабораторию, на мне также взаимодействие с университетскими структурами и возможными поставщиками. Помимо этого я стал руководителем программы «Цифровой анализ данных физико-химического эксперимента» на цифровой кафедре АлтГУ.
– Вот и о преподавании заговорили: расскажите, как начался ваш преподавательский путь?
– В сфере среднего специального образования работаю с 2016 года, с момента выпуска. Я стал преподавателем в барнаульском кооперативном техникуме, работаю там и сейчас. А в институте я начинал в должности лаборанта, пока еще писал диссертацию. Два года назад меня приняли на кафедру ассистентом, я проработал год и стал преподавателем. После защиты диссертации уже стал доцентом. Преподаю сейчас физику у большого количества студентов-химиков: читаю лекции, провожу практические и лабораторные. Также говорю о нанотехнологиях в медицине, о современных информационных технологиях в нанофизике.
– Вы еще и куратор первокурсников ИЦТФЭ. В чем, на ваш взгляд, их главная сложность при адаптации в институте?
– Очень много времени посвящено иностранным студентам. Интеграция, контроль, побуждение все-таки переключиться на обучение. Запросы и причины переезда у всех разные. Еще складывается проблема коллектива. Казалось бы, такая детская проблема, школьная, но в университете она тоже возникает. У нас, физиков, лабораторные выполняются в парах. Соответственно, образование этой пары – момент решающий. Порой один тянет другого, потом они меняются, помогают друг другу. Образовать такой тандем – важный фактор в обучении, поэтому иногда приходится подсказывать ребятам, обсуждать и формировать эти пары. В одного справиться невозможно.
– Интересный психологический момент, который сопровождает новоиспеченных физиков. А есть ли качества, характеризующие физика? Посмотришь на человека и точно скажешь – физик!
– Высокая усидчивость. Большая педантичность. Мелочи играют большую роль в том, чтобы сделать работу как надо и довести ее до конца. А чтобы глубоко прорабатывать любые задачи, нужно проявлять инициативу. С первого курса со студентами работает наш преподаватель Анатолий Алексеевич Лагутин, он активно прививает им эту самостоятельность и выносит отдельные задания на самостоятельное изучение, а затем делает на них акцент в ходе проверки. Если ты тему самостоятельно не изучил, на контрольной достойный балл не получишь. В рамках пары на все вопросы времени не хватает, но студент не должен упускать их из виду.
– Что бы еще вы посоветовали студенту, молодому ученому, которые только начинает свой путь в науке?
– Найти активный научный коллектив и постепенно в него вливаться. Проанализировать его активность, актуальность тем, их востребованность, проблемность. Чем проблемнее тема, тем больше места для размаха!
Анна ЗАГОРУЙКО