За науку

Для размаха место есть

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Продолжая рассказ о молодых и инициативных преподавателях АлтГУ, «ЗН» пообщалась с доцентом кафедры общей и экспериментальной физики АлтГУ, талантливым выпускником института Александром Олеговичем Катасоновым. Многие студенты знают его еще и как куратора первого курса ИЦТЭФ, а также руководителя крупных проектов кафедры. Как студенту-физику попасть в науку? На какие запросы промышленности отзывается институт? Почему студенты выбирают работу, а не науку?

– Александр Олегович, в университете вас знают как увлеченного исследователя и хорошего преподавателя. Какая деятельность для вас в приоритете?

– Моя основная деятельность, прежде всего, исследовательская. С третьего курса я начал активно публиковаться и заниматься исследованиями в области дефектоскопии – это поиск дефектов в различных материалах электромагнитным методом. То есть происходит облучение детали электромагнитными полями, так и можно найти в ней дефекты. Важно отметить, что на каждом производстве есть отдел контроля, который производит выборку деталей, исследует их. На слуху метод исследования рентгеном, но наряду с ним еще есть и вихретоковый метод.

– А как вы вообще пришли в научную деятельность?

– Я хорошо помню, как на лабораторных по электричеству и магнетизму Сергей Федорович Дмитриев активно рассказывал нам о своей научной деятельности, о своей публикационной активности и приглашал присоединиться к научному коллективу. Самый важный урок он уже тогда нам преподал: сначала надо свое рабочее место организовать, найти в лаборатории свой уголочек. Такая возможность мне и представилась. В 2014 году на выставку научного творчества молодежи в Москве должен был поехать Владимир Николаевич Маликов, мой коллега. Но он не смог, поэтому предложили мне – выдали все оборудование, помогли приобрести билеты до Москвы, а я, в свою очередь, стал активно готовиться и изучать теоретическую часть. Моя задача была как представить наши разработки, так и познакомиться с другими, представленными на выставке. Было приятно встретить там выпускников АлтГУ: ко мне подходила девушка-журналистка, другая была выпускницей нашего факультета. Она рассказала как раз, что писала у Виктора Владимировича Полякова диплом, переехала в Подмосковье, стала лаборантом на заводе, а потом начальником целого отдела. Перспективы нашего университетского образования в развитии и трудоустройстве добавили уверенности, что направление я выбрал правильно. По итогу привез диплом и благодарность с выставки.

– Физика – масштабная наука, в ней много векторов и пространства для научной деятельности. В вашей области есть какие-то нерешенные, дискуссионные проблемы, которые уже долгое время не оставляют специалистов, или работа ведется более умеренно и точечно?

– Конечно же, мы пытаемся решать конкретные, общие методологические вопросы и расширять физические границы. Например, вихретоковый метод считается методом поверхностным, то есть электромагнитные волны слабо проникают в объекты, соответственно, мы пытаемся повысить его чувствительность, добиться большей глубины. Пробуем разные подходы (конструкционные, методологические) для разных геометрий – определяем, для какой детали какие подобрать датчики, конструируем сами датчики под разные задачи и материалы. У самого метода еще много проблем, и, соответственно, мы пытаемся их решить. Также появляются всевозможные новые объекты, такие как тонкие пленки. Они активно развиваются, и на их основе я писал диссертацию «Вихретоковый метод исследования неоднородностей и дефектов тонких металлических пленок», защитил ее в 2023 году. Большое внимание к нашему факультету было тогда, когда на МКС произошла утечка воздуха и ученые активно искали методы диагностирования станции. Вместе с Томским университетом нам было поручено создать дефектоскоп для поиска дефектов глубокого залегания в материалах, из которых сделана космическая станция, на основе вихретокового метода. Так что мне в студенчестве пришлось провести несколько летних каникул в лаборатории, чтобы вместе с преподавателями подготовить новый прибор. Я учился конструировать датчики, переделывать новые конструкции.

– Находятся молодые ученые, которые и гранты получают для своих исследований…

– Да, и я тоже принимал участие в таких проектах. Та же моя диссертация была написана на грант по поддержке молодых исследователей от фонда РНФ. Соответственно, отчетом по гранту стала моя успешная защита в 2023 году. А сейчас мы с Владимиром Николаевичем Маликовым готовим заявку на получении гранта также в области дефектоскопии. В рамках программы «Приоритет-2030» наш институт создает цифровую лабораторию материаловедения. Я руковожу этим проектом и сейчас закупаю оборудование, компоную саму лабораторию, на мне также взаимодействие с университетскими структурами и возможными поставщиками. Помимо этого я стал руководителем программы «Цифровой анализ данных физико-химического эксперимента» на цифровой кафедре АлтГУ.

– Вот и о преподавании заговорили: расскажите, как начался ваш преподавательский путь?

– В сфере среднего специального образования работаю с 2016 года, с момента выпуска. Я стал преподавателем в барнаульском кооперативном техникуме, работаю там и сейчас. А в институте я начинал в должности лаборанта, пока еще писал диссертацию. Два года назад меня приняли на кафедру ассистентом, я проработал год и стал преподавателем. После защиты диссертации уже стал доцентом. Преподаю сейчас физику у большого количества студентов-химиков: читаю лекции, провожу практические и лабораторные. Также говорю о нанотехнологиях в медицине, о современных информационных технологиях в нанофизике.

– Вы еще и куратор первокурсников ИЦТФЭ. В чем, на ваш взгляд, их главная сложность при адаптации в институте?

– Очень много времени посвящено иностранным студентам. Интеграция, контроль, побуждение все-таки переключиться на обучение. Запросы и причины переезда у всех разные. Еще складывается проблема коллектива. Казалось бы, такая детская проблема, школьная, но в университете она тоже возникает. У нас, физиков, лабораторные выполняются в парах. Соответственно, образование этой пары – момент решающий. Порой один тянет другого, потом они меняются, помогают друг другу. Образовать такой тандем – важный фактор в обучении, поэтому иногда приходится подсказывать ребятам, обсуждать и формировать эти пары. В одного справиться невозможно.

– Интересный психологический момент, который сопровождает новоиспеченных физиков. А есть ли качества, характеризующие физика? Посмотришь на человека и точно скажешь – физик!

– Высокая усидчивость. Большая педантичность. Мелочи играют большую роль в том, чтобы сделать работу как надо и довести ее до конца. А чтобы глубоко прорабатывать любые задачи, нужно проявлять инициативу. С первого курса со студентами работает наш преподаватель Анатолий Алексеевич Лагутин, он активно прививает им эту самостоятельность и выносит отдельные задания на самостоятельное изучение, а затем делает на них акцент в ходе проверки. Если ты тему самостоятельно не изучил, на контрольной достойный балл не получишь. В рамках пары на все вопросы времени не хватает, но студент не должен упускать их из виду.

– Что бы еще вы посоветовали студенту, молодому ученому, которые только начинает свой путь в науке?

– Найти активный научный коллектив и постепенно в него вливаться. Проанализировать его активность, актуальность тем, их востребованность, проблемность. Чем проблемнее тема, тем больше места для размаха!

Анна ЗАГОРУЙКО

385 просмотров

Related posts

То лапы ломит, то хвост отваливается

Алина Фоменко

Памяти Воробьевой

Пить или не пить?