Гость номера

Музеи – это по любви

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

Как часто вы посещаете музеи? А когда последний раз были в Краеведческом? Возможно, у вас остались представления об этом деле как о чем-то скучном, однообразном и не очень интересном. Но это совсем не так! «ЗН» пообщалась с Юлией Алексеевной Абрамовой – доцентом кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, к. и. н., заместителем директора по учету и хранению музейных экспонатов Алтайского государственного краеведческого музея.

– Юлия Алексеевна, современный музеолог – он кто?

– Музеологи – специалисты, которые выявляют предметы музейного значения. Их изучают, хранят для будущих поколений многие годы. Кроме того, музейные экспонаты должны представить публике и о них рассказать. Задачи зависят от типа музея, их всегда много.

Есть очень распространенное мнение, что в музее работают бабушки в шалях, которые сидят на одном месте и иногда спят на стуле. На самом деле в музеях работает достаточно много молодых сотрудников. Очень много всего происходит не только в экспозиционных залах, но и за их пределами. У нас ведется исследовательская работа, мы занимаемся хранением и творчеством, придумываем выставки, готовим мероприятия, которые сейчас активно проводятся в музеях: лекции, квизы, мастер-классы, квесты. Мы уже давно вышли за стены музеев и можем работать на других площадках. По своему опыту могу сказать, что ни один день на работе не повторялся. Жизнь в музеях очень насыщенна.

Музеологи должны быть подкованными и владеть современными технологиями. Сегодня музейная деятельность – это не только про предмет, картину, скульптуру, монету, археологический артефакт, но еще и интерактивные технологии, которые используют музеи для представления историко-культурного наследия. Раньше достаточно было знать историю и археологию края. Сегодня мы становимся универсальными и нам нужно уметь сделать что-то своими руками. В нашем музее мы проводим мастер-классы, которые связаны с историей края, выставками. Например, к ближайшей выставке «Про цветы», которая откроется 7 марта, мы разрабатываем занятия, где можно будет делать цветы в разных техниках. На выставке «Ульгер: сказки и грезы», которая работает в настоящее время, проходят мастер-класс по изготовлению куколок, похожих на выставочные.

– Как знаток музейного дела, расскажите о самых знаковых выставках.

– Знаковой в нашем краеведческом музее стала выставка, посвященная пещерам «Тайны каменных сводов». Тогда мы реконструировали пещеру. «Первобытный человек» бегал по пещере, «разводил» огонь. Также интересной была выставка «Привет из СССР». Кто-то вспоминал свое детство, молодость, кто-то просто сравнивал жизнь советского человека с тем, что есть сейчас.
Выставки выходят за стены музеев. В прошлом году у нас была уличная выставка перед Алтайским краевым театром драмы, передвижная выставка в Бийском, Славгородском, Рубцовском музеях. Совершенно уникальной была выставка в Музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости, где мы представляли не только музей, но и Алтай в период развития горнозаводского производства в XVIII–XIX веках – один из наиболее значимых этапов нашей истории.

– Как цифровизация сказывается на музеях?

– Раньше деятельность музеев строилась на том, что они собирают предметы, показывают их. Сегодня с развитием технологий можно показать 3D-модель, голограмму, сделать реконструкцию того, чего уже не существует. Поэтому необходимость показа подлинных предметов немного пропадает. Сейчас есть два мнения относительно того, что нужно показывать в музее: подлинные предметы или, благодаря современным технологиям, их цифровые копии. Здесь важно соблюсти баланс, ведь если нет ни одного реального предмета, тогда это не музей. Никакая 3D-модель не заменит реальную скульптуру творца. Проблемы, которые встают перед музеями, примерно одинаковые во всех странах. Нужно найти уникальные предметы, их показать публике, привлечь в музей больше посетителей и, конечно, сохранить историко-культурное наследие для наших потомков.

– Любопытно: а как экспонаты становятся экспонатами?

– В прошлом году Алтайскому государственному краеведческому музею исполнилось 200 лет, он один из старейших музеев сибирского региона и первый в юго-западной Сибири. Несмотря на большой фонд в 204 тысячи экспонатов, мы продолжаем комплектование музейного собрания. Большая часть музейных коллекций у нас формируется на безвозмездной основе, то есть люди предметы нам дарят. Иногда сами приносят что-то ценное, например, как это было во время подготовки выставки по Великой Отечественной войне. Таких предметов осталось мало, но есть люди, которые готовы ими поделиться. Конечно, отбор существует, и как раз задача музеолога в том, чтобы определить, какое значение для истории имеет этот предмет. И предугадать, будет ли он иметь такое же значение через 10, 20, 50 лет. Музей также обязуется сохранить экспонат. Для этого, конечно же, должны создаваться определенные условия. Здесь важно все: температура, влажность, освещение. Если слишком жарко, холодно, влажно, сухо – все это может плохо отразиться на экспонатах.

– Как понять, что экспонату нужна реставрация?

– В первую очередь по визуальному фактору. Есть разные признаки. Например, повредился красочный слой картины или ткань порвалась. Профессионал может увидеть маленький недочет, а обычный человек только большой. Если мы говорим о реставрации, то все реставраторы находятся за пределами Алтайского края. Нам проводили реставрацию редкой книги XVIII века, мебели, форменной одежды, этнографических предметов, изделий из дерева, металла, археологических предметов, фотографий, документов. Мы реставрируем, к примеру, если ткань на шелковом знамени начинает распадаться.

– Если говорить о хранении…

– Важно соблюсти температурный режим, в среднем он составляет от 18 до 23 градусов Цельсия. Эти правила пригодятся и в быту. К примеру, если у вас есть семейные фотографии, которые вы хотите сохранить, но у вас в квартире +28°C, то ваша фотография свернется в трубочку. Если в помещении сыро, то появится плесень и грибок. Поэтому такие проблемы лучше предотвратить. Та же история с солнечным светом. В музеях все окна закрыты для того, чтобы солнечный свет не воздействовал на предметы. Все что угодно может выгореть! Бумага, ткани. Та же история с молью, грызунами.

– Музееведы ходят в музеи не по работе?

– Я очень часто посещаю музеи и по работе, и в отпуске. Если говорить про музейную сеть нашего края, то в системе министерства культуры Алтайского края 72 музея: в городах, райцентрах. Это краеведческие, литературные, художественные музеи, а также мемориальные: В.М. Шукшина, Г.С. Титова, М.Т. Калашникова, М.С. Евдокимова, Р.И. Рождественского. Почти в каждом районе у нас в регионе есть свой музей. Мне удалось побывать больше чем в сорока музеях нашего края! Также у нас есть вузовские музеи, например в АлтГУ есть прекрасный Музей археологии и этнографии, Музей истории университета им. В.И. Неверова, есть музеи в пединституте, техническом университете, есть ведомственные и, конечно, частные музеи: «Мир камня», «Мир времени», «Турина гора». Есть совсем маленькие, которые то появляются, то пропадают. На самом деле музейная сеть в Алтайском крае достаточно разветвленная. Помимо Алтайского края, посещаю музеи и в других регионах. Но месяц назад мне посчастливилось посетить Национальный музей Китая. Это самый крупный музей Китая, его посещаемость 7,5–8 миллионов человек в год. Он один из лидеров в мире. Мне было интересно, как можно справиться с таким потоком людей. Когда посещаю музеи, то смотрю на все с точки зрения посетителя и профессионала. Меня поразила прекрасная организация работы с посетителями. Все люди друг другу не мешали, все было видно. Есть шикарные предметы возрастом 5000 лет, есть настоящие шедевры древней истории, каллиграфии, интересные чучела.

Эля ПЕТРЕНЕВА

Про Алтайский государственный краеведческий музей

– Главное здание краеведческого музея на ул. Ползунова, 46, которое знакомо многим, закрыто на реконструкцию. Сегодня в Барнауле для посетителей работают две площадки музея. Выставочная площадка по адресу улица Ползунова, 39. Здесь проходят разнообразные выставки длительностью один, два, три месяца. Это выставки из наших фондов, привозные или совместные выставочные проекты.

Вторая действующая площадка работает по адресу проспект Красноармейский, 28 (улица Интернациональная, 118). Там мы рассказываем о природе, археологии Алтая, его истории – периоде горнозаводского производства, купеческом периоде. Бывают небольшие выставки. Очень востребована площадка у школьников и туристов.

Сейчас ведутся ремонтные работы в еще одном нашем здании – «Музее военной истории» на проспекте Комсомольском, 73б. К концу года ремонтные работы должны завершиться. И первой в 2025 году откроется экспозиция о Великой Отечественной войне. У краеведческого музея также есть филиал – Мемориальный музей М. Т. Калашникова в селе Курья, на родине великого оружейника.

Экспонаты, которые были в основном здании, находятся в фондохранилище – помещении, закрытом для посетителей. В музее, как в большинстве музеев, в экспозиции представлена лишь небольшая часть фонда.

328 просмотров

Related posts

Пофилософствовали с Шукшиным

Скрипка – как женщина. Но капризнее

Парень что надо. Cоциолог, активист, кавээнщик Влад Атласов