А картинки из Интернета брать без разрешения автора можно? А если мы их в свой личный блог берем? Ничего не будет? Подобные вопросы возникают у каждого активного пользователя соцсетей и у всех, кто хоть раз брал фотографии из Интернета. «ЗН» поговорила с экспертами ГТРК «Алтай» и выяснила, как законно брать картинки из Сети.
Многие пользователи Всемирной паутины склонны считать, что все снимки, которые есть в интернете, общедоступны. Ведь их уже поместили в общий доступ. Это в корне неверно: у произведений в Интернете всегда есть автор. А значит, и авторские права, которые регулируются законом. В частности, Закон об авторских правах РФ гласит: «… защите подлежат произведения литературы, искусства и науки. Авторское право распространяется на любые продукты творческого труда, выраженные в объективной форме. Таковыми являются снимки, скульптура, хореография, живопись, видеоролики, тексты, книги и т. д».
Татьяна Николаевна Долгова, редактор итоговой программы ГТРК «Алтай» с 14-летним стажем, доцент кафедры МТРиСО АлтГУ:
– В последнее время в России тема защиты авторского права стала модной. Многие редакции и издательства решили, что на этом можно заработать, – так что юристы даже говорят о злоупотреблении правом. В нашей стране существуют прецеденты, когда защиту авторского права поставили «на конвейер»: одна издательская группа имеет большой архив универсальных иллюстраций, которые подходят ко многим новостям (фото разбитого окна, старого дома и т.д.). Такие снимки стали использовать другие СМИ и онлайн-ресурсы без указания авторства и разрешения. А издательская группа, которая имеет все права на эти фото, отслеживает их размещение и массово подает иски в суд. По данным от юристов на 2020 год, было подано около 400 исков, 90 % которых были выигрышными. Среди ответчиков по искам – медиакомпании со всей России. Суд в таком случае обязывает нарушителей авторского права выплатить денежную компенсацию. Суммы, как правило, небольшие, – от 10 до 20 тысяч рублей. Почему происходят подобные ситуации? Из-за отсутствия времени на возможные переговоры с правообладателем и из-за всеобщей неосведомленности о том, что существуют подобные штрафные санкции. Фото из Интернета стоит брать только с письменного разрешения авторов, поскольку фотографии, как и тексты, – результат интеллектуальной деятельности. У них есть автор, обладающий личными неимущественными правами и правами исключительными: правом на имя, на использование произведения любым законным способом.
Поэтому, действуя по закону, мы обязаны запросить согласие правообладателя на размещение его работ на своих медиаресурсах. И обязательно указать авторство, соблюсти личные неимущественные права автора. Поэтому, чтобы безнаказанно взять картинку из общего доступа, необходимо связаться с самим автором, задокументировать факт того, что он дал вам разрешение на использование фотографии (как правило, хватает скриншотов переписки) и подписать авторство на том ресурсе, куда будет выставлено фото. С социальными сетями работает та же схема. В целом в этом нет ничего сложного. Однако автор может не ответить, а фотографию все равно необходимо выставить. Конечно, можно просто подписать авторство, указать источник, но это рискованно, поскольку согласия от правообладателя у вас нет. Может прилететь иск. Но есть проблема: в Pinterest и в подобных ему приложениях связаться с авторами не всегда возможно. Но можно. Например так: найти оригинал иллюстрации в поисковике, ее первоисточник, и таким образом выйти на самого автора.
Альтернатива: фотобанки. То есть бесплатные фотостоки, где фотографии обезличены, они имеют авторские права, но их обладатели разрешают свободно использовать фотографии. Также существуют и снимки с нулевой лицензией (на сайте Creative Commons) – фото, авторы которых, по сути, сделали их общественным достоянием. Надо понимать, что в любом случае ты зависишь от автора. Поэтому и возникают сложности, особенно если время публикации поджимает.
А как быть, если фотограф делает коллаж для издания? Мнение юристов на этот счет такое: «Если вы создаете коллаж и хотели бы использовать его в СМИ или в рекламе, то вам необходимо получить на это согласие авторов всех фрагментов». Задача усложняется. Помимо прочего, в этом случае нужно будет получить разрешение не только на использование, но и узнать, не возражают ли авторы против коллажа. Ко всему прочему на ресурсе, где будет размещен коллаж, нужно указать всех авторов снимков. Имейте в виду: готовый коллаж – результат уже вашей интеллектуальной деятельности, поэтому правообладателем на изображение становятся не только авторы снимков, но и вы сами.
Наталья Владимировна Лапина, редактор интернет-проектов ГТРК «Алтай», доцент кафедры МТРиСО АлтГУ:
– Брать из Интернета без разрешения автора чужое произведение искусства (фото, видео, аудио или текст) запрещено.
Но если вы спросили или добросовестно сделали ссылку, то можно считать, что претензий к вам не будет. В случае, если вы решаете разместить контент в личном блоге, важно помнить: это площадка массовых коммуникаций, и вы – распространитель информации. Поэтому все правила, описанные выше, относятся и к вам тоже. В том числе такие:
- внимательно изучите условия использования объектов со сторонних сайтов или чужих аккаунтов в соцсетях;
- если правообладатель уточняет условия использования, нужно неукоснительно следовать им. Например, на сайте может быть написано, что использовать материалы можно только с указанием ссылки (кликабельной гиперссылки) на исходную страницу или автора;
- добросовестное цитирование подразумевает использование небольшого фрагмента видео (на YouTube до 10 секунд) на своем ресурсе, если вы не преследуете коммерческую цель (например, берете видео для рекламного ролика).
Полина ШЕВЧУКОВА
Первое фото Марии ДУБОВСКОЙ