Гость номера

Выставка-ребус

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

Каждый год 23 января отмечается всемирный День ручного письма. В честь праздника в галерее Universum ИГН открылась персональная выставка аспиранта ИНГЕО, ландшафтного дизайнера и руководителя первой Школы каллиграфии в Барнауле Татьяны Голубевой. «ЗН» пообщалась с Татьяной и убедилась в том, что каллиграфия – не только красиво написанный текст.

– Почему вы решили провести эту выставку?

– Я провожу выставку уже не первый год, в этом году решила устроить ее в стенах уже родного мне ИГН. Этой выставкой я хочу привлечь как можно больше людей к искусству каллиграфии, причем не только взрослых, но и людей помладше. Студенты – еще дети, поэтому я сразу решила, что не буду делать типичную выставку, с тяжелыми текстами, например. Вместо этого я создала большое количество работ-ребусов – практически каждое полотно на выставке скрывает какую-то загадку. Одну работу нужно просветить с другой стороны, чтобы увидеть скрытый текст, другую нужно посмотреть под определенным углом, чтобы открыть продолжение фразы. В общем, быстро пробежать выставку у вас не получится!

– Ого! Расскажите подробнее.

– На выставке представлено огромное разнообразие стилей моего ремесла: от имитации арабской вязи и китайского письма до тиснения и экспрессивной каллиграфии. Еще можно познакомиться с моими путевыми заметками – я ведь географ, все-таки. Одна из них, например, посвящена Острову оводов, который я, к счастью или несчастью, посетила (смеется). Если вам хочется острых ощущений, то это то, что вам надо, а мои заметки вам помогут. Более того, в этом году празднуется 225-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина. В честь этого на выставке представлено несколько работ по мотивам его сказок и стихотворений. Вдохновившись его сказками, я придумала дизайны сказочных цветов. Для меня как ботанического иллюстратора это была сложная, но жутко интересная задача. Ну и, конечно же, есть более «попсовые», известные каждому стили, в частности разновидности курсива. Есть еще одна интересная работа – копия карты XVIII века, на которой указана деревня Барнаульская, о которой мало кто знает. Я также рассказала ее краткую историю – приходите и прочитайте!

– А все ли работы написаны только перьями?

– Нет, далеко не все. Писать можно чем угодно, здесь главное – желание. Я решила это доказать, поэтому на выставке можно увидеть работы, написанные даже вилкой и расческой. Каждый материал дает интересную текстуру и эффект. Например, основание ракушки может дать идеально ровную линию, а вилка создает интересный эффект распадающейся линии. Но без перьев, конечно же, никуда, поэтому на выставке представлены перья разных птиц. Причем некоторые из них даже не из нашего края: перо чайки прилетело к нам из солнечного Владивостока.

– Многие работы на выставке написаны причудливыми шрифтами, однако каждую из них можно прочитать…

– Да, это одна из главных фишек выставки – каждый человек может прочитать текст, вне зависимости от языка, шрифта или наслоения одного слова на другое. Например, есть работа на глаголице. Казалось бы, кто в XXI веке сможет ее спокойно прочитать? На моей же выставке с помощью небольших подсказок это вполне возможно. Более того, тем, кто сможет ее полностью расшифровать, полагается приз от нашей школы. Что за приз – узнаете, когда разгадаете мои загадки!

– Ваше креативное мышление поражает! Как вам приходили идеи для ваших «картин-ребусов»?

– Я дизайнер, поэтому разрабатывать что-то необычное и запоминающееся – моя работа. Моя любовь к географии, каллиграфии и необычным дизайнам сложилась воедино и помогла мне выработать свой фирменный стиль. Идеи же просто приходят, когда посчитают нужным появиться.

– Праздник посвящен ручному письму. А как вы относитесь к письму цифровому?

– Цифровое письмо рано или поздно неизбежно стало бы нашей тенденцией, ведь время не стоит на месте. Я хочу популяризировать ручное письмо, потому что сейчас оно считается чем-то эксклюзивным и необычным, несет в себе то самое человеческое тепло, с которым делается каждая работа. Поверьте, ни одна, даже самая навороченная нейросеть, не сможет написать фразу так же, как это делает человек: в нашем письме видны маленькие неточности, которые добавляют финальному результату живость.

– Каллиграфия – не только про красивое письмо. Чем еще она может помочь человеку?

– Если ты захочешь ей заниматься, то нужно понимать, что понадобится много времени. Каллиграфия – медитативный процесс, которому учишься медленно, постепенно. Но это не тяжелый труд, наоборот, он помогает выйти из тяжелых состояний. Один раз к нам пришел дедушка с тремором руки. Благодаря нам он смог стабилизировать его, с каждым занятием начал рисовать все более плавные линии. Это показывает, что каллиграфия – хорошее средство для успокоения, разгрузки. Случилось что- то плохое – взял ручку и начал писать все что угодно: какая на улице погода, что ты видишь, что чувствуешь.

– И все-таки, почему вы решили создать школу, где учат писать красиво?

– За свою жизнь я успела поработать учителем изобразительного искусства в школе. Там я заинтересовалась каллиграфией, захотелось учить ей детей. Однако согласитесь, трудно донести такую тему в рамках школьной программы. Поэтому я и решила создать свою школу. Кривить душой не буду, дело сложное, но я настолько горю желанием поделиться своим десятилетним опытом в каллиграфии, что меня не пугает абсолютно ничего. У школы все впереди! Будем рады, если вы пополните наши ряды, и, может, в следующем году я организую совместную выставку уже с вами.

Артем ФЕДОТОВ

252 просмотров

Related posts

Cherchez Kovalev

«Был Syoss, А теперь “сьесс”»

«Музыкой не зарабатываю – у меня есть работа!»