Многая лета

Желание постичь неизведанное

Фото Марии Дубовской

«За науку» продолжает чествовать юбиляров Алтайского государственного университета. Герой этого номера – Светлана Геннадьевна Максимова, заведующая кафедрой социальной и молодежной политики, д-р социол. наук, профессор.

– Моя мечта – заниматься наукой. И я ей реально занимаюсь. Смысл научной деятельности и жизни вообще для меня выражают афоризмы Рэя Брэдбери «Посмотри на мир. Он куда удивительнее снов» и Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», – говорит доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной и молодежной политики института гуманитарных наук Алтайского государственного университета Светлана Геннадьевна Максимова.

Светлана Геннадьевна родилась в Киргизской ССР. В школе поселка городского типа работали учителя-энтузиасты. Юной Светлане запомнились уроки биологии и географии, которые вела Екатерина Александровна Пригожина. С детства интересовалась она насекомыми, растениями и всем, что окружало. Особенно ей нравилась биология, любила участвовать в предметных олимпиадах. В 8-м классе Светлана поехала в Москву на Всероссийскую олимпиаду по биологии, где заняла второе место и получила возможность учиться в школе молодого исследователя при Московском государственном университете.

– К участию во Всероссийской олимпиаде нас готовили сильные наставники. И в родной школе всегда ощущалась поддержка учителей, которые развивали в детях талант исследователей. Однажды педагог из соседней школы предложил заниматься у него – он писал и публиковал науч-ные статьи и привлекал к исследовательской деятельности увлеченных ребят. На занятиях мы разговаривали на разные научные темы, строили гипотезы, учились мыслить. То, что в дальнейшем я почувствовала необходимость поддерживать научные идеи школьников, студентов, аспирантов, – влияние моих учителей, – вспоминает Светлана Геннадьевна.

В 10-м классе будущий ученый вновь приняла участие во Всероссийской олимпиаде по любимо-му предмету, а после школы Светлана поступила на биологический факультет Алтайского государственного университета.

– Светлана Геннадьевна, вы по первому образованию биолог…

– В 90-е годы биофак активно развивался, проводилось много междисциплинарных исследова-ний. Участие в одном таком исследовании открыло для меня другие науки – психологию и со-циологию. В это же время в университете был образован социологический факультет, куда пришел работать Святослав Иванович Григорьев, ставший создателем Алтайской социологической школы, – мой научный руководитель кандидатской и докторской диссертаций. В АлтГУ появилось оборудование для изучения гормонов, которого не было ни в одном медицинском учреждении края. Это положило начало большим биологическим и социально-психологическим исследованиям гормонального статуса, его влияния на функционирование человека. Доктор наук Н. Морозова взяла меня в состав научной группы, которая работала в лаборатории Новосибирского университета. Исследования отнимали много времени – приходишь в лабораторию в 8 утра и 12 часов должен там присутствовать, так как идет эксперимент. Мои научные руководители были увлечены процессом, передавали студентам свою заинтересованность. С того времени наука меня полностью поглотила.

– Вы руководите социологической школой, а расскажите о своих учителях, вообще о научной преемственности в целом?

– Как считали еще во времена Евклида, известного ученого-математика, в науке не бывает легких путей, и если человек хочет в ней чего-то добиться, то нужно приложить немало труда и упорства. В мое развитие сделали вклад много людей, несомненно, важна роль научных руководителей. Большая редкость, когда на кандидатской диссертации стоят подписи нескольких научных руководителей. Моей научной работой руководили: доктор социологических наук Святослав Иванович Григорьев, д.б.н. Валерий Павлович Васильев, к. б. н. Галина Васильевна Горбунова. Поступив в аспирантуру, я сразу начала преподавать в университете.

– Солидно! А расскажите, чем занимаются ваши аспиранты, какие темы их интересуют?

– Сейчас в АлтГУ создана ведущая научная школа в области социологии, кроме маститых ученых в числе исследователей много молодежи – аспиранты, магистранты, студенты и школьники. Под моим руководством защищено 16 кандидатских диссертаций и одна докторская. Кстати, первый свой научный грант я выиграла в 1993 году при поддержке Министерства образования РФ, конкурсного центра по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. Проект назывался «Изучение роли биологических и социальных факторов в формировании психологии престарелого и старческого возраста». С тех пор я осуществляла научное руководство более чем 50 фундаментальными проектами, которые реализованы при поддержке грантов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, РФФИ, РГНФ, Министерства Международного Развития Великобритании (DFID), агентств ООН, Европейского бюро ВОЗ и др.

– Вы много поездили по миру, повышая квалификацию. Поделитесь опытом?

– Практически ежегодно повышаю квалификацию в российских вузах и за рубежом, проходила научные стажировки в Имперском колледже (Великобритания), в рамках международной программы «Открытый мир» – в университетах г. Вашингтона и Гарвардском университете. А также в университетах Венгрии, Кореи, Аргентины, Малайзии, Франции, Австралии, Нидерландов, Японии, Германии, Белоруссии, Финляндии. В 2019–2020 годах проходила стажировку по программе международной академической мобильности в Университете Восточной Финляндии (г. Йоэнсуу, Финляндия) «Multinationalism, russian mentality and natives’ attitudes towards immigrants».

Сложно перечислить все достижения Светланы Геннадьевны Максимовой. Путь ученого, преподавателя, наставника – это доказательство философии успеха, которую она прививает своим ученикам. Она автор сотен научных статей, член редколлегии научных журналов международ-ного уровня. Она много путешествует по разным уголкам России и зарубежья: «Не могу долго оставаться на одном месте, хочется открывать новые уголки, получать новые впечатления, это позволяет иначе взглянуть на мир, на нашу социальную реальность и придумать что-то интересное и еще нереализованное».

Под руководством ученого Максимовой юные исследователи изучают жизненные стратегии, современные патриотические тенденции, социальную толерантность, роль цифровой компетентности в профессиональном самоопределении, образ России в представлении современной молодежи и многое другое. Можно сказать, что основное кредо ученого, педагога: знать каждого увлеченного наукой – школьника, студента, магистранта, аспиранта родного вуза – его проблемы, возможности, мечты, следить за продвижением выпускников университета в научной деятельности и общественной жизни.

В настоящее время Светлана Геннадьевна Максимова руководит двумя проектами: «Модели конструирования религиозной идентичности в приграничных регионах России: институциональные механизмы, стратегии и практики», «Изменения климата, ледников и ландшафтов Алтая в прошлом, настоящем и будущем как основа модели адаптации населения внутриконтинетальных горных районов Евразии к климатообусловленным изменениям среды» (совместный проект с СПбГУ, науч. рук. Д.А. Ганюшкин).

190 просмотров

Related posts

Вышивает, лепит, преподает

Не атомы – годы!

Неунывающая географиня