История газеты “За науку”

Газете «За науку – 35 лет: редактор Владимир Клименко рассказывает историю газеты

21 февраля 2015 года газете «За науку» исполняется 35 лет. Много это или мало?

Для XX – XXI веков это очень много. Бег времени катастрофически ускорился. Это особенно заметно на примере развития технологий. На моей памяти сменилось несколько информационно-технологических укладов. В 50-е годы (мои первые воспоминания) были бумажные газеты и радио как основные СМИ. У нас в семье было сетевое радио и ламповая радиола «Урал» с пластинками на 78 оборотов (особенно запомнились и полюбились песни «Арабское танго» и «Белла донна») и стальными иголками. В середине 60-х к нам в дом пришел первый телевизор (марки «Рассвет», ч/б), чуть позже на первые, еще в школьные годы заработанные деньги я купил первый в своей жизни магнитофон «Днипро» – катушечный, громадных размеров, на длинных ножках. В 73-м, уже в университете, у меня появился первый переносной, но пока тоже катушечный магнитофон Астра-4».

В 80-е годы мы уже вовсю пользовались кассетными аудиомагнитофонами, в 90-е – видеомагнитофонами, тогда же пришли первые персональные компьютеры, которые произвели революцию в аудио и видеосферах. Быстро ушли в прошлое аудио- и видеомагнитофоны, пластинки, аудио- и видеокассеты. Их место заняли лазерные диски. Потом появились флэшки, соцсети, видеосвязь онлайн (скайп). В конце 90-х возникла мобильная связь: сначала как роскошь – у бандитов и новых русских, а через 15 лет «сотик» стал доступен даже бомжам, и лишь отдельные ретрограды сегодня могут себе позволить не иметь мобильного телефона. А продвинутые пользователи покупают смартфоны, айфоны и прочие «фоны».

Появились интернет-издания: электронные газеты, книги, фотографии, фильмы – все это стало невероятно доступно. Мы вступили в новую информационную эпоху.

За эти годы полностью сменились и технологии изготовления газет. Кассетные диктофоны сменились цифровыми, пленочные фотоаппараты – также цифровыми. Пишущие машинки, линотипные машины и высокая печать отправлены в музей. Их место заняли компьютерные набор и верстка, офсетная печать. Мы сами стали изготавливать оригинал-макеты газеты и отсылать их в виде файлов по сетям в типографию для тиражирования. Сохраняются печатные тиражи изданий – уверен, что они и дальше будут существовать, так как виртуальная реальность эфемерна и недолговечна, а бумажные издания хранятся многие сотни лет.

Это технологии. А страна, ее общественно-политический уклад?

В 1991 году не стало государствасверхдержавы под именем СССР – оно было уничтожено в результате «перестройки», а по сути «оранжевой» революции, инспирированной из-за рубежа при активном участии внутренней «пятой колонны». Страна оказалась расчлененной на 15 «независимых» территорий. Миллионы граждан СССР – русских людей – оказались в совершенно непонятных «государствах», где тут же полилась кровь, начался геноцид, выдавливание русских, лишение их руководящих должностей и просто работы, жилья и каких бы то ни было прав (как, например, в Прибалтике, в Средней Азии, на Кавказе). Это была катастрофа планетарного масштаба.

Мы пережили и в России совершенно чудовищные 90-е годы с их разгулом криминала, семибанкирщиной, наглым наступлением дикого компрадорского капитализма, засилием американщины во властных структурах, нищетой и обездоленностью народа, невыплатой зарплат и пенсий, вечно пьяным президентом, чеченской войной, разгромом промышленности, вывозом всего ценного за границу (вплоть до металлолома), прозябанием образования.

О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Спасла страну плеяда патриотов во главе с В.В. Путиным, как-то незаметно проникшая во власть и потихоньку восстановившая рычаги управления разгромленным государством, начавшая развивать экономику, восстанавливать внутренний порядок, армию и оборонку.

А что же газета «За науку»? Возникла она в тихом застойном 1980-м году в одной эпохе (в СССР), где все казалось незыблемым и вечным, хотя и лишенным высоких целей, а потому беспросветным: «Скучно на этом свете, господа!», где народ без Бога, без идеалов потихоньку оскотинивался, а часть «элиты» уже вовсю строила планы сдачи страны Западу, «чтобы тусоваться красиво» («Брат-2»), и уже перебрался из Ставрополья в Москву, затесался там кандидатом в члены Политбюро будущий главный плохиш страны, мечтая о бочке западного варенья и ящике «ихнего» печенья.

Первая половина 80-х, т.наз. «застой» – это Н.И. Писарева. Вторая половина 80-х – «гласность», время несбывшихся надежд – Леня Вихрев.

И вот, спустя всего лишь 11 с небольшим лет после рождения газеты, мы оказалась в совершенно другой стране – в «лихих 90-х», на грани выживания, а еще через 10 лет – в нулевых, путинских, когда стало ясно: смерть страны откладывается, во всяком случае, на какое-то время.

Мы пришли в «ЗН» в самые что ни на есть оголтелые «дикокапиталистические» 90-е – в октябре 1991 года: я – редактор, пишущие Сергей Зюзин, Игорь Алубин, Оксана Васильева, Алексей Легенький, художник Костя Семенов. Чуть позже к нам присоединились Юрий Звягинцев, Максим Герасимюк, Андрей Никитин, фотограф Михаил Хаустов, Костя Леонтьев… Для нас – несмотря на отчаянное безвременье, нищету, безвластие, это было плодотворное и даже веселое и счастливое время. Прежде всего, потому, что во всем том мрачном, что пришло в 90-е годы, была одна отрада
– свобода печати, мысли и слова.

Мы писали и читали, никем особо не ограничиваемые (цензуру отменили как пережиток «позорного тоталитарного прошлого»).

Нас никто не прессовал, кроме самоцензуры. Нам никто не угрожал, кроме жертв печатного слова, грозивших судом. И нас также ограничивал лишь уровень собственного кругозора и понимания сути происходящих событий. Руководство университета (ректор В.Л. Миронов) было настроено весьма либерально, что отражало общегосударственную тенденцию.

Но самое главное – в редакции собрался невероятно талантливый состав журналистов: Зюзин, Звягинцев, Никитин и другие. Люди высокообразованные, с искрой Божией, виртуозы пера, знатоки русского языка и классической литературы, настоящие труженики. И, между прочим, надежные люди, верные друзья, хотя и с характером, с амбициями. Работать с ними было одно удовольствие.

Хотя и не были в штате, но неотделимы от редакции знаменитые «дубовики». Это творческое объединение привнесло на страницы газеты струю искрометного юмора и, не побоимся этого слова, сатиры. Причем, «дубовики» не только смеялись над другими, но и с не меньшим удовольствием хохмили над собой. Это В. Вязанцев, В. Сухачев, О. Московкин, В. Гриценко, Н. Лазовский и др.

К сожалению, звездный состав начала 90-х продержался недолго. Почти всех их умыкнул «Алтапресс», где тогда платили хорошие зарплаты, и без всяких задержек, за что эту контору прозвали в народе «лимонарием» (журналисты там меньше миллиона старыми деньгами не получали). Замену таким гениям найти было сложно. Вместо них пришли Алексей Кокорин, Оксана Силантьева, Сергей Пинчук. Позднее – Владимир Антропов, Иван Назаров, Анна Комаровская, Алексей Буланичев, Мария Гурьева-Стрыгина, Оксана Матюнина, Ася Хлыновская, Евгения Сасковец, Александр Степанов, Алексей Сковоронский, Олег Сизов, Владимир Ким, Анна Бенедиктова – среди них оказалось немало настоящих звезд и «акул» пера. В 2000 году появилась фотограф Инна Евтушевская, да так и «зависла» в стенах редакции, на многие годы решив наши проблемы с фотографиями. В 2002 году родилась электронная версия газеты, которую стал делать Федор Клименко, благодаря чему мы имеем в открытом доступе архив газеты за 13 лет!

Несколько вполне чудесных моментов я бы отметил в истории газеты этих лет. Чудо номер один состоит в том, что газета вообще выжила в 90-е годы. Почти все многотиражки в городе (в том числе вузовские), да и в стране позакрывались (многие так и не восстановились). В середине 90-х университет сидел «на картотеке», бухгалтерия иной раз по полгода не могла оплатить типографские счета за газету, но ректорат ее не закрывал. Я это могу объяснить, кроме чуда, еще только одним обстоятельством – стратегическим мышлением, присущим руководству АГУ на всем протяжении существования классического вуза: от В.И. Неверова – до С.В. Землюкова.

Бывали времена, когда тучи сгущались над конкретными людьми, в частности, и над вашим покорным слугой, особенно в начале нулевых. Но Бог миловал. Гроза тогда миновала. Еще одним чудом стал приход в редакцию осенью 2003 г. в штат Марины Самодуровой (ныне Боровиковой) – студентки филфака… Она оказалась необычайно надежным, верным и талантливым человеком с добрым и любящим сердцем – не знаю даже, чего в ней больше. Одно слово, Божий человек. И Бог вознаградил ее, дав Марине в 27 лет замечательного мужа и уже троих чудесных малышей. Господь не оставлял и меня, посылая по мере необходимости все новых и новых ярких и надежных людей. Это и Виктория Денисюк, и Никита Петухов, и Маргарита Стрикунова, и Ольга Каминская, и Александра Лихачева-Артемова, и Дмитрий Акиншин, и Елена Залетина, и А.В. Морозов. Настоящей находкой и надежнейшим сотрудником в последние годы стала Сашенька Артемова. Плодотворно потрудился три года и ушел в предпринимательство Дима Акиншин, сейчас он является совладельцем сети кофеен «Тренди». Одной из последних (около года назад) пришла в редакцию филолог Вера Короткова – духовно близкий мне и тоже очень талантливый и прекрасной души человек.

Кстати, кем только не были корреспонденты «ЗН» по образованию!

Отнюдь не только журналистами, но и филологами, юристами, историками, географами, искусствоведами, религиоведами… Почти все они «вышли в люди». С. Зюзин – руководитель регионального представительства «Российской газеты» по Алтайскому краю, М. Герасимюк – начальник краевого Управления по делам печати и информации, А. Сковоронский – собкор ТАСС в Таиланде, Ю. Звягинцев штурмует столичные высотки, А. Никитин – в руководящих структурах «Алтапресса», М. Стрыгина (Гурьева) – в «Алтапрессе» и информационном отделе Барнаульской епархии плюс мама троих детей, В. Антропов – в пресс-службе ГУВД по Алтайскому краю, В. Ким – в прессслужбе краевого суда, Н. Петухов – на Катуни-24, Е. Залетина основала собственную специализированную школу для детей, И. Назаров – доцент и ответственный секретарь Приемной комиссии в АлтГУ и т.д. и т.п. Практически никто не потерялся: «ЗН» – серьезная школа труда и жизни.

Еще одно «чудо» – появление в 2000-х годах очень мощной структуры – отдела по связям с общественностью АлтГУ. Сначала в ОСО трудился С.А. Кушвид, затем – в 2011 году его сменили С.А. Мансков с А.В. Шараповым, позднее – после занятия С.А. Мансковым должности декана ФМКФиП – в отдел пришли Д.В. Марьин и А.Г. Козерлыга. Именно с этой структурой и названными лицами у редакции газеты сложились очень тесные и плодотворные взаимосвязи. Одним из лучших в стране стал сайт АлтГУ (О.А. Ковалев), с которым мы также взаимодействуем.

Последние годы – с приходом в 2011 году нового руководства АлтГУ во главе с проф. С.В. Землюковым – газета получила новый импульс развития. В соответствии с новыми, более глобальными задачами, поставленными перед редакцией, – стать наряду с другими СМИ одним из локомотивов развития университета, в том числе в азиатском направлении, – изменился и внешний облик издания: газета вдвое выросла в объеме, из 4-полоски превратясь в 8-страничное издание, стала печататься в двух цветах и на офсетной бумаге. Изменился не только объем и внешний облик газеты, но и вдвое выросли тиражи. Актуализировалось содержание. С января 2013 г. «ЗН» зарегистрирована в Роскомнадзоре РФ как официальное периодическое издание. Газета распространяется не только во всех учебных корпусах университета, но и в краевой и городской администрациях, АКУНБ им. В.Я. Шишкова, Барнаульской епархии.

Хочется выразить руководству АлтГУ – Ученому совету, ректорату, профкому, Лиге студентов, всем внештатным авторам и читателям – искреннюю благодарность за поддержку, всем ветеранам газеты и штатным сотрудникам – за их труды и таланты, которые они не зарыли в землю, а с лихвой вложили в наше общее дело – многолетний выпуск газеты «За науку», а вместе с газетой – в развитие и процветание нашей любимой Alma mater – Алтайского государственного университета.

Владимир Клименко, редактор «ЗН»

503 просмотров

Related posts

Корреспонденты газеты “За науку” рассказали о ней, любимой…

Федор Клименко

Сергей Зюзин вспоминает о работе в газете “За науку”

Редактор “ЗН” Владимир Клименко рассказал об истории газеты и тысячном номере