Ректор говорит

«Приоритет-2030» расставляет акценты

Фото Андрея КАСПРИШИНА

На портале «Ректор говорит!» вышло большое интервью с ректором Алтайского государственного университета Сергеем Бочаровым. Публикуем часть этого материала.

Алтайский государственный университет – пример вуза, который сумел эффективно использовать внешние условия в пользу своего развития. Удаленность от федерального центра – а из Барнаула до Москвы лететь 4 часа – которая, на первый взгляд, является барьером, выступила преимуществом и, учитывая близость к границам трех стран, позволила университету стать авторитетным центром международного сотрудничества с азиатскими вузами. Университет, демонстрируя лидерство по ряду предметных направлений, стал крупнейшим вузом региона, ради учебы в котором абитуриенты приезжают учиться из десятков регионов и зарубежных стран.

Как преодолеть барьер недоверия

– Многие ректоры опорных университетов и вузов – участников программы «Приоритет-2030» на наш вопрос, каких целей они стремились достичь благодаря этим статусам, говорили в интервью, что это не только реализация стратегических проектов университета, это еще и выход из зоны комфорта для всего коллектива, некая встряска и возможность пересобрать оптимальную для себя модель управления и развития. Можно ли то же самое сказать об Алтайском госуниверситете? Вас перечисленные статусы как-то изменили внутренне?

– Статус и деньги, которые вместе с ним выделяют университету, –это, конечно, не самоцель. Прежде всего это возможность развернуть работу внутри университета, оглядеться и сформулировать смысл своей деятельности.

Еще до «Приоритета-2030», будучи опорным университетом, АлтГУ позиционировал себя как вуз для своего региона. Мы осознаем свои сильные и слабые стороны, сложность конкуренции с ведущими федеральными университетами, такими, например, как МГУ или Санкт-Петербургский политех, при несопоставимых масштабах финансирования. Поэтому основным направлением работы было выбрано развитие Алтайского края, использование возможностей его географического местоположения и уникальных ресурсов.

Так, Алтайский край, благодаря своему ландшафту и природно-климатическим особенностям входит в число 200 экорегионов мира с высокой концентрацией биоразнообразия, что создает хорошую базу для исследования наукам о жизни. Также в регионе развито сельское хозяйство. Край в межрегиональном разделении труда позиционируется как лидер в производстве продуктов питания. Что требует соответствующего научного и технологического сопровождения. Алтай обладает богатыми рекреационными ресурсами. Это своеобразный экологический бренд. Что, с одной стороны, позволяет развивать внутренний и въездной экологический и оздоровительный туризм. А с другой стороны – развивать производство лекарственного сырья и препаратов для здоровья. Работа по этим направлениям и обусловила перечень стратегических проектов в программе «Приоритет-2030».

Алтайский край вместе с Республикой Алтай находится на стыке границ трех государств: Казахстана, Китая и Монголии, что во многом определяет азиатский вектор нашего развития. В сфере образования и науки Алтайский госуниверситет – своего рода ворота из России в Центральную Азию.

При этом география международных партнерств гораздо шире. Количество университетов, являющихся активными членами Ассоциации азиатских университетов, созданной по инициативе АлтГУ, превышает 80. В АлтГУ учатся тысячи студентов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран, реализуются десятки совместных образовательных и научных проектов в области археологии, истории, этнографии, культурологии, политологии.

Фактически университет продолжает выполнять миссию опорного университета, но на более продвинутом уровне: готовим современные кадры, ведем научно-инновационную деятельность, работаем с местными сообществами и стейкхолдерами, формируем консорциумы с бизнесом, научными организациями, с другими университетами.

На фоне многообразия постоянно решаемых задач участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» расставляет важные акценты, заставляет встряхнуться подразделения и обеспечивает мотивацию деятельности сотрудников вуза.

Ректор хоть и обладает достаточно широкими полномочиями, все-таки находится в рамках, которые ему устанавливает коллектив. Произвола здесь быть не может. Поэтому руководителю вуза постоянно нужно искать стимулы и мотивы, которые бы вовлекали сотрудников в дополнительную активность для развития университета, создавали основу для сотрудничества ректората и коллектива.

В нашем университете, как и везде, есть пассионарии, которые инициативно реагируют на любые изменения. А есть так называемый «хвост кометы» – те, кто требует от ректората расширения социальных благ, но при этом не готов принимать активное участие в развитии университета, ограничиваясь выполнением аудиторной работы.

Участие в программах опорного университета и «Приоритет-2030» позволили сформировать деятельное ядро университетского коллектива и продолжает наращивать число активистов.

– А какие это могут быть мотивирующие аргументы? Вы как вдохновляли коллектив?

– Недавний пример – это внутренний университетский конкурс грантов – наш «мини-приоритет».

В Алтайском госуниверситете уже несколько лет реализуется практика внутриуниверситетских грантов, но она имеет отношение исключительно к научной тематике и сводится к поддержке 10-15 заявленных проектов в год.

За счет средств «Приоритета-2030» внутренний конкурс был существенно расширен и предусматривал поддержку не только научных, но также образовательных, молодежных и иных проектов с дифференцированной суммой (включая приобретение дорогостоящего оборудования).

Многие коллеги, прямо скажем, сначала выражали сомнение в том, что ректорат сдержит обещание и поддержит инициативы. Но когда по итогам отбора проектов первой волны была осуществлена поддержка в размере 80 % от заявленной стоимости проекта, количество представленных заявок резко возросло. В результате было проведено три волны конкурса и отобрано почти 70 проектов.

В декабре подведем итоги. Если результаты будут признаны успешными, то в следующем году однозначно повторим эту практику, потому что она позволяет выявлять новые инициативы и расширять число вовлеченных сотрудников.

Кадровый дефицит в условиях цифровизации

– Практически во всех российских вузах теперь есть проректор по цифровой трансформации и в АлтГУ тоже. Как цифровизация интегрирована в ваш образовательный и научный процесс?

– Вопрос на самом деле не простой. Когда в 2021 году вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил создать в каждом вузе должность проректора по цифровизации, мы понимали, что главная сложность состоит в том, чтобы его найти. Ведь это должен быть прежде всего практик, специалист в области цифровых технологий.

Пробовали искать подходящую кандидатуру среди своих профессоров и доцентов в области математики и физики, но лишь подтвердили свои подозрения, что у них другие компетенции: они по большей части нацелены на учебный процесс или на научные исследования. В результате проб и ошибок остановились на кандидатуре, которая совмещает компетенции в области IТ-сферы и медиакоммуникаций. Помимо программного и аппаратного обеспечения, в его задачи входит организация сервисной поддержки образовательному процессу в части ДПО (цифровизация ВО курируется со стороны первого проректора по учебной работе), научной деятельности, административным процессам.

Можно утверждать, что цифровизация настолько интегрирована в нашу деятельность, что вне цифровой среды процессы просто остановятся. На цифру завязаны образовательная деятельность, исследовательские проекты, продвижение программ ДПО и вся приемная кампания, уровень требований к IТ-сопровождению, который со стороны университета из года в год только возрастает.

Возрастающие объемы цифровизации в вузе порождают кадровую проблему. АлтГУ перманентно испытывает кадровый голод в специалистах IT-сферы, который мы частично пытаемся компенсировать за счет наших выпускников. Это отражается на скорости цифровой трансформации университета.

Тем не менее мы движемся вперед. В числе новаций этого года можно назвать электронную зачетную книжку, которая появилась у каждого студента, а также электронный журнал для преподавателей, интегрированные в информационную систему университета.

Благодаря участию в проекте «АКТРУ» университет закупил оборудование, которое позволяет в реальном времени записывать лекции, переводить их на разные языки, осуществлять прокторинг во время проведения испытаний.

Из других видимых для коллектива новаций стала система электронного голосования в ученом совете, которая применяется также в работе диссертационных советов.

(Полную версию интервью читайте на сайте АлтГУ).

Екатерина ПОЗДНЯКОВА

Фото Андрея КАСПРИШИНА

202 просмотров

Related posts

Отчет ректора. Что сделано за год?

Аркадий Шабалин

Ректор АлтГУ Сергей Бочаров поздравляет студентов с праздником

Отчет ректора АлтГУ